Мойцей Йуд тес кислев 5730

בס"ד

לע"נ מוטל בן אברהם ומיכאל בן דוד

Сихойс койдеш 5730

Мойцей Йуд тес кислев 5730

(стр. 259 в пдф, 242 в книге)

… в последнее время обсуждается скандальное дело: некоторые молодые люди подняли "восстание", и штурмуют и бушуют и не позволяют собирать собрания, и вести их согласно "протоколу", со всем порядком, как это должно быть, с "председателем" во главе, который "сидит на голове" всех собравшихся,

[что это есть истинный смысл идеи "председателя", сначала его выбирают, после этого он усаживается на головах всех собравшихся, и делает, что его сердце пожелает; после этого он подбирает себе секретарей, и "оруженосцев", и т.д. И выяснилось, что нарушают все порядки, и мешают работать и скандалят и шумят].

Спрашивается: как к этому относиться?

На первый взгляд, ответ на это совершенно ясен, это то, что говорит Гемора (Мегила 31, 2, Недарим 40, 1) "Разрушение стариков – строительство, а строительство детей – разрушение". Но – о чем идет речь? – Когда речь идет о "здании", но выясняется, что "старики" хотят его разрушить, а молодые хотят его построить, - тогда нужно предупредить, что есть истинное строительство – что "строительство детей – разрушение", а "разрушение стариков – строительство".

Но, однако, нельзя забывать, о чем идет речь здесь [как известно, что если "предъявил ему претензию по поводу пшеницы, и признал ему по поводу ячменя" (Швуот 38, 2), что это ответ, который не похож на вопрос, когда речь идет о пшенице – он не должен уводить обсуждение и спор в сторону, и обсуждать, что творится с ячменем]. За этим спором, по поводу которого разгорелся скандал, кто прав, имеют ли право молодые вести себя таким образом, или они не имеют права вести себя так – забывают (или хотят, чтобы забыли), о чем, собственно, идет речь,

Речь же идет о том, что молодежь предлагает, чтобы больше денег давалось на воспитание, и больше денег давалось на идишкайт; само собой, не хватит денег на все остальные дела, которые не имеют к этому отношения, и что не на это собирали деньги со спонсоров и т.д.

Поскольку это такая претензия, на которую тяжело ответить, и трудно заниматься этим вопросом, то находят "выход" – зачем обсуждать собственно предмет спора – "пшеницу"? Лучше мы будем говорить про "ячмень": кто выступил с этой претензией.

[Раньше рассказывали, что когда было "дело Бейлиса" [кровавый навет на евреев России], один еврей в маленьком местечке (как говорилось раньше) решил написать письмо со всеми доказательствами из Тойсфойс и Геморы, почему кровь запрещена в пищу, прокурору, самому прокурору, и тогда он, конечно же, он снимет обвинение. Он написал письмо, потом ему нужно было найти "маскиля", который перевел бы ему это письмо на русский язык, и он написал адрес, и отправил самому прокурору.

Когда письмо пришло к прокурору, и тот его прочитал – этот еврей был такой, который "мог учиться", и написал очень аргументированно – секретарь спросил у прокурора: ну, что ты скажешь о письме? Отвечает прокурор: - Что значит? Ты же видишь, что он сделал в письме?! Он приклеил "марку" с портретом царя вниз головой! Восстание против царя! [На марке был изображен портрет царя Николая].

Ему было не важно, и он не хотел разбираться с аргументацией, которая приводится в письме, и он решил, что если "марки", которые на "конверте" – с царем Николаем – приклеены вниз головой – то это восстание против царя!]

Какая разница, имели ли право молодые помешать порядку протокола, и обидеть, что несмотря на то, что он председатель, и такой то – секретарь, он подошел к столу, и сказал, что он будет говорить раньше всех; самое главное - о чем он говорил. И что же он говорил? – То же самое, что "кадмойной шел ойлом" – что Вс-вышний требует:

Что прежде всего нужно воспитать поколение, которое идет по пути честности и справедливости, что это есть путь Торы и заповеди, и поскольку нужно, чтобы учитель и воспитатель не имели никаких забот о заработке, нужно платить им таким образом, чтобы он не беспокоился о других вещах, тогда он сможет полностью отдаться воспитанию учеников,

И "будьте осторожны с сыновьями бедняков, ибо из них выйдет Тора (Недарим 81, 8); есть такие родители, которые не могут оплачивать обучение, поскольку они бедняки буквально, есть такие родители, которые еще хуже – они "бедняки" духовно. Они могут платить, но они не хотят платить, поскольку они бедняки в духовности. В сущности он нищ, он не знает, как дорого еврейство, Тора и заповеди – он не хочет посылать своего мальчика в школу, если здание не будет оборудовано всеми "внешними" удобствами, и если учитель и руководство школы не будут вести себя со всей "фарпуцкайт" (роскошью); и это должно стоить столько то и столько то миллионов. И еще он хочет, чтобы его сын, или дочь, находились в "общежитии", чтобы у них была комната со всеми удобствами, что на это нужно еще один миллион.

И, поскольку это "сыновья бедняков, из которых выйдет Тора", то нужно о них также заботиться. Ребенок же не виноват, что его папа-мама сошли с пути, и они считают, что самое главное – чтобы у ребенка была отдельная комната, с отдельным столом, и со всеми делами – отдельно для себя. Что будет с его учебой – это не так важно, но он учится в школе, в которой есть столько-то этажей, и столько-то обслуживающего персонала, хотя у него нет вообще воспитателей!

Но сын или дочь не должны от этого страдать; Первое, что нужно сделать, это взять их в "четыре локтя" кошерного воспитания, воспитания в чистой святости, и потом уже сын или дочь воспитают своих родителей, что вместо того, чтобы быть "нищими знанием", они станут "богатыми знанием", и признают истину. И прежде всего нужны деньги для этого, и что же он говорит здесь?

- Приходит один молодой человек, или девушка, которые удостоились стать "крикунами" и "глашатаями": слушайте евреи, через что евреи существовали до сих пор, и через что они будут существовать дальше? Не через то, что будут хвалиться, что посылают деньги на "биафра", или посылают деньги на другие вещи. Хотя по Торе это нужно делать, что это не пикуах нефеш[1] тысяч детей, которых мы теряем изо дня в день, из-за того, что ешивы и хейдеры не имеют достаточно денег, чтобы взять меламдим[2] и механхим[3] для них всех, или у них нет никаких "внешних" аспектов, что это привело бы детей также из семей "нищих знанием",

И это должно быть самым главным, и как говорят в этой стране, "приоритетом", и прежде всего должны быть деньги на это.

И вместо того, чтобы задуматься о том, что они говорят, и искать способ, как это реализовать, отдают дни и ночи на обсуждение того, что "вокруг". И, если речь идет о собрании религиозных евреев, то волнуются о том, что или "неорим пней зкейним йалбину[4]" (Сота 49, 2) так как это должно быть, или нужно доносить на них, почему они оскорбляют "председателя".

- Почему поглощены рассмотрением вопроса, каким образом "приклеена марка"?!

Из-за "молись за мир в городе, в котором ты живешь" – в те времена делали благословение "ми шебейрах" за царя в синагоге, но можно быть поглощенным вопросом "марки", и думать о кровавом навете,

Есть здесь такие, которые считают, что хотя даже если еврей не "горит" Торой, и не "горит" заповедями, это не важно, самое главное – чтобы он одевался таким образом, чтобы "лой шину эс лвушом[5]",

И приходят те [и должно было бы быть "принимай истину от того, кто говорит ее" (см. предисловие Рамбама к …), кем бы он ни был], и кричат и стучат по столу, и говорят: слушайте, прежде всего, нужно отдать самую большую часть денег на хинух[6], чтобы это был истинный хинух, т.е., воспитание, как это должно быть по Торе, который приводит к исполнению мицвойс, про которые сказано "вехай боhем[7]",

И в этом невозможно идти на компромиссы; если он будет учить его только по воскресеньям, в "воскресной школе", и всю неделю ребенок не будет иметь никакого отношения к Торе,

Если он хочет, чтобы ребенок был живым семь дней в неделю, он должен с ним учить Тору семь дней в неделю. Поскольку Тора – это "наша жизнь и продолжительность дней наших". Ай, Меламеду, чтобы он захотел учить в субботу тоже, нужно платить "овертайм[8]", два раза столько, или полтора раза столько? – Разве в США не хватает кесеф везоhов[9]? В США достаточно денег, для того, чтобы найти и оплатить механхим, которые будут учить не только в будни, но также и в субботу.

Но что? – Исроэль, когда у них требуют – они дают, дают деньги, и эти деньги лежат в общественной кассе, но потом, когда нужно разделить их, то дают 95 процентов на все дела, и остается только 5 процентов, пять процентов на воспитание! И не стесняются отпечатать доклад открыто для всех народов земли, что такое-то учреждение, и такая-то организация, которые удостоились и преуспели собрать миллионы долларов, и после это стали верными габаей цдака для пославших их… и распределили 95 процентов на все остальные дела, и остальные пять процентов – бедные, у них не было другого выхода, и они отдали это на еврейское воспитание, воспитание в чистой святости!!

Были гвирим[10], которые говорили то же самое, но у гвирим – "марбэ нехосим марбэ дааго[11]", он сказал, что он хотел сказать, и после этого он возвращается назад к своему бизнесу. "Экзекутив[12]" – тот, кто распределяет деньги – знает, что сразу после речи, которую "гвир" будет говорить, он вернется назад в свой "бизнес", и отдают ему почести, ему позволяют выговориться от всего сердца, и ему говорят, что он – хороший человек, и хороший еврей, и, невозможно сказать, он спасает весь мир, и тем более весь еврейский народ; но сейчас – можно положиться на него {на "исполнительного директора"}, и он может спокойно идти; и после этого все осталось, как в прошлом году, все осталось как раньше.

Пришли такие, которые делают скандал, и не хотят бояться "экзекутива", и настолько, что они говорят, что нужно вообще поставить другого на его место – что это даже сам гвир не имел наглости сказать, он только просил у "экзекутива": я прошу тебя, когда ты будешь распределять деньги, то вместо 5 процентов, дай 6-й, а завтра, может быть, ты захочешь добавить также седьмой, но сейчас у меня нет времени, я полагаюсь на тебя.

Изменить свою природу – чтобы "экзекутив" изменил свою природу – это трудное дело, но для этого требуется большая работа, и изменение природы "экзекутива" должно взять время, и пока что подрастают дети, мальчики и девочки, а у ешив нет достаточно денег, чтобы их принять; и те, которые уже принимают, внешне они не таким образом, чтобы привлечь детей "нищих знанием", чтобы каждая мать послала туда ребенка. И ребенок не может ждать и не расти, пока "экзекутив" изменит свою природу.

И поэтому они сразу пришли с требованием, чтобы был кто-то, кто будет нээман[13] на то, чтобы распределять кассу.

И это удивительно, мы видим (как говорилось несколько раз), что это не как думают, что в вопросах Торы требуется вера, а в вопросы мира понятны разумом:

Вс-вышний привел нас в такую эпоху, что все стало наоборот, если бы не то, что взятка "ослепляет глаза мудрецов" (Шофтим 16, 19), что Тора о нем свидетельствует, что перед тем, как он берет взятку – он "мудрый", но, когда он берет взятку, то "ослепляет глаза мудрецов". Тора не говорит, что он перестает быть мудрым, но он смотрит слепыми глазами – он не видит истины.

Мы видим, что, когда "ты пришел в город – веди себя по его обычаям" (см. Берейшис Раба гл. 48, 14), как говорилось несколько раз, что смысл этого – не в том, что нужно "приспособить" Тору, переделать ее в соответствии с обычаями страны, но – "иди по ее обычаям", использовать обычаи страны, для того, чтобы преуспеть еще больше и сильнее и глубже в изучении Торы и в исполнении мицвойс.

Мы видим в управлении этой страны, с Соединенных Штатах, и в государствах, подобных им, и находящихся рядом с ними, которые называются "демократическими", что есть там основной закон в способе управления страной, что одна часть правительства занимается изданием законов, а другая часть их после этого применяет на практике, и это ни в коем случае не должно быть в одних и тех же руках,

Тот, кто принимает законы – это отдельный аспект, отдельный человек с отдельной организацией; после этого есть тот, кто должен исполнить их на практике.

Как говорилось несколько раз, все вещи берутся из Торы, и так это также и в данном вопросе: Тора говорит, что когда "титейн лехо бехол шеорехо[14]" (Шойфтим 16, 18), то должны быть две отдельные вещи – "шойфтим вешойтрим[15]". На первый взгляд, почему это не может быть один и тот же человек? Но – это не годится! Должен быть один человек, который принимает закон, что это есть идея "судьи", и второй, который называется "стражник", который должен этот закон исполнить на деле,

И подобно этому это также в отношении общественных денег: общий принцип в цдоко, что "собирается двоими" (Бава Батра 8, 2), и что же самое в отношении всех деталей цдоко; нельзя полагаться на соображения одного человека.

И самое главное, что если тот, кто определяет "политику" – как это здесь называется – каким образом следует распределять деньги, и тот, кто это распределяет практически – "экзекутив" – это тот же самый человек – это не здоровое дело, и это обязательно приведет к противоположности демократии [и когда говорят "противоположность демократии" – это невозможно сказать; хуже и хуже!]

Проблема с так называемыми, которые должны обеспечить евреев во всех их делах, состоит в том, что "экзекутив", это не только тот, кто распределяет деньги, как другой дает ему указания, но он сам делает расставляет приоритеты, кому дать и как дать; и, если ему самому не подходит это делать, то он ставит кого-то вместо себя, чтобы он был его "шофаром", и через него он будет "трубить", как распределять деньги,

И он властвует и управляет во всех деталях.

И, как говорилось выше, изменить природу того, кто вел себя таким образом десятки лет, что 95 процентов он отдавал на другие цели, и только 5 процентов – на дела, связанные с еврейством и в особенности на образование – неизвестно, сколько времени это возьмет, перевоспитать его, чтобы он изменился.

Но, когда разделяют – есть один, который разделяет (распределяет), и он не имеет никакого влияния в вопросе, каким образом должно это распределяться; после этого есть такие, которые не являются "экзекутив", но они специалисты, и они принимают законы, каким образом следует распределять средства, и они не имеют никакого отношения к практическому распределению средств, тогда, возможно, есть надежда, что вместе со скандалом, [и самое главное – что это уже пришло в газеты тоже] и кулей hай веулай – как объясняется причина этого в Игерес hа-Койдеш Котойнти, что "сердце их братьев" станет "как вода – лицо к лицу" – что точно так же как те, которые кричат, хотят, чтобы распределяли деньги таким образом, чтобы они использовались на дела еврейства и воспитания в особенности, так это также подействует на тех, кто не имеет больше никакого выбора, и они должны будут услышать, поскольку это связано с позором, и самое главное – с "паблисити", что это есть самый большой позор.

(по закону (см. Бава Меция 58, 2, 59, 1, Авот гл. 3, Мишна 11) "позорящий своего товарища прилюдно" – это самое худшее, что только может быть; поэтому боятся этого).

И все те, которые сидят и взвешивают, те, которые аргументируют и рассматривают, или "штамп" был напечатан вниз головой, или вверх головой, или тот – который "кричит" – выполнил все требования "протокола" и взял слово, когда он имел право брать слово, или он говорил "не вовремя и неуместно", можно им позволить заниматься этим после того, как спасут детей, которые стоят перед виселицей, аспект пикуах нефеш,

И после этого, когда останется свободное время, и не будет никаких более важных дел, тогда сделают, как это должно быть по порядку, почетный бейс дин, и там уже его накажут, почему он был "пойгеа бековод[16]" такого-то сына такого-то, или это "председатель", или это секретарь, или даже "черман" и т.д., со всеми деталями, которые есть в этом.


[1] Угроза жизни

[2] Учителя

[3] Воспитатели

[4] Молодые будут позорить стариков

[5] "Не изменили своих одежд"

[6] Воспитание

[7] И будет жить ими

[8] сверхурочные

[9] Золото и серебро

[10] Богатые люди, спонсоры

[11] "У кого много имущества – у того много забот"

[12] Исполнительный директор

[13] Доверенное лицо

[14] Поставь себе во всех вратах своих"

[15] Судьи и стражники

[16] обидел

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру