Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

5. Подход к существованию Б-га с точки зрения истории еврейского народа

ПОДХОД К СУЩЕСТВОВАНИЮ Б-ГА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

Вы видели, что Я (Б-г) сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе. Итак, если вы будете слушать гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля.
Исход, 19, 4 — 5

Несколько тысяч лет назад Ближний Восток — колыбель цивилизации — был в полном смысле слова рассадником многобожия[1]. В то время как большинство племен признавало существование от трех до шести Б-гов, некоторые, например, племя Угарит, поклонялись более чем тридцати[2]. Древнему человеку многобожие естественно должно было казаться самой рациональной из религиозных систем. Исследуя окружающий мир, человек сталкивался с наличием в нем сил недоступных его пониманию, неподотчетных ему и приписывал эти силы неким сознательно действующим существам. Напротив, единобожие, то есть вера в то, что все столь разнородные силы, действующие в природе, повинуются одному единственному, всемогущему и всеведущему существу, — казалось неразумным.

И каковы бы ни были тому причины, евреи, в противовес всему человечеству, заявили, что именно неразумное — истинно[3].

Они постарались распространить свою идею, и, хотя это и потребовало времени, добились определенного успеха. Доктора X. Франкфурт, Джон Уилсон. Торкильд Якобсен и Уильям Ирвин в своем докладе на конференции, устроенной Чикагским университетом в 1946 году, говорили о том, что «великим открытием древних израильтян, открытием, упоминать о котором, пожалуй, даже банально, было единобожие. Открытие это повлияло на ход всей последующей истории… Рискуя впасть в излишне панегирический тон, мы тем не менее, вправе поставить вопрос: смог ли хоть один народ, начиная с каменного века, внести в историю человеческой культуры вклад, имевший бы столь далеко идущие последствия, как то, чего добился Израиль, — и через посредство христианства и ислама, и непосредственно трудами еврейских мыслителей?[4]«

Единобожие остается краеугольным камнем иудаизма[5], и все евреи, ныне объединенные в иные религиозные группы, которые, однако, тоже рассматривают тору как документ божественного происхождения, с неослабевающим усилием отстаивают идею единства Б-га.

Вопрос, приводящий историков в замешательство, сводится к следующему: «Как удалось евреям выжить, чтобы вкусить плоды своего успеха?»

I

Мы знаем, что евреи были одним из бесчисленных народов, населявших Ближний Восток в древности; и мы с полным правом можем предположить, что как и сегодня, выживание наиболее приспособленного было тогда главенствующим принципом международных отношений. Но в то время как их соседи либо исчезали в результате ассимиляции, либо оказывались сметены с лица земли в междуусобных стычках, евреям удавалось сохранить себя как народ.

Возникнув из глубин истории, они почти сразу оказались в рабстве у египтян. Вместе с прочими небольшими народностями, жившими в дельте Нила[6], евреи несли на себе все тяготы рабского состояния. Развалины огромных зернохранилищ и надгробий, сооруженных рабами фараонов в Питоме и Рамзесе, и по сей день сохранились в современном Египте в Тель-эр-Ратабе и Вади-Туммилат, в предместьях Каира, и неподалеку от Санэль-Хагара — маленькой рыбацкой деревушки на одном из рукавов Нила[7]. Десятки тысяч погибли на этих работах, пока наконец евреи не бежали в Синайскую пустыню примерно в 1300 году до н. э[8].

Ученые до сих пор ломают себе голову над тем, каким образом удалось евреям бежать из Египта. Археологи предполагают, что им удалось ускользнуть незамеченными среди обрушившихся на Египет стихийных бедствий. «Ипуверский папирус», приобретенный в 1828 году Лондонским музеем, содержит свидетельства древнеегипетского очевидца этих бедствий — Нила, текущего кровью, бури с градом, побивавшим египетские посевы, необъяснимых затмений и прочих странных явлений[9]. На каменной плите, найденной в Эль-Арише, городе вблизи от современной израильско-египетской границы, также обнаружены подобные свидетельства[10].

Проблема, с которой сталкиваются историки, даже в свете таких открытий, порождена широкораспространенным и устоявшимся среди исследователей Ближнего Востока мнением о том, что евреи были единственным из порабощенных народов, которому удалось бежать из-под египетского ига[11]. Как удалось евреям то, что не удалось ни одному другому народу — бежать от фараонов, благодаря стихийным бедствиям?

Бежав, евреи вступили в дикую, полную опасностей пустыню к востоку от Египта, где, по всей вероятности, не раз подвергались нападениям вооруженных кочевников и царей, упоминая о которых мы находим в Библии[12]. Однако, менее чем через полтора века, они целыми и невредимыми, дошли до пределов того, что считали своей Обетованной Землей[13].

II

На землях, которые как полагали евреи, принадлежат им, жило в то время более чем полдюжины народов. Археологические находки, в соответствии с книгой пророка Осии, заставляют думать, что евреи одержали верх над коренным населением в ряде жестоких, кровопролитных битв. Комментируя находки археолога Кэтлин Кэнион на месте упоминавшегося еще в Библии Иерихона — первого города, завоеванного евреями, — один журналист писал: «Ввиду эрозии, Кэнион не удалось установить, каким именно образом были разрушены городские стены; но исследователь считает, что это вполне могло быть землетрясение которое евреи приписали вмешательству божественного Провидения»[14]. Подобные развалины были обнаружены на месте библейских городов Гивеона и Хацора[15], также взятых евреями во время первого натиска.

Какое-то время евреи удерживали завоеванные израильские земли, отбивая атаку за атакой со стороны своих соседей. В 701 году до н. э. ассирийскому царю Сеннахерибу удалось дойти до самых стен Иерусалима, но все войско в одну ночь погибло от загадочной эпидемии. Греческий историк Геродот приписывает поражение ассирийцев «жестокой вспышке бубонной чумы»[16]. Библейская версия этих событий гласит: «И явился той ночью ангел Божий и поразил ассирийцев, все восемьдесят пять тысяч войска; и проснулись рано (евреи) и видят: ни одного живого в ассирийском стане»[17].

Так длилось до тех пор, пока вавилонский царь Навуходоносор, разбив перед тем ассирийские и египетские войска, не обрушился на Израиль: камня на камне не оставив от Иерусалимского храма, он разрушил большинство построек, умерщвляя без разбора женщин и детей, а оставшихся в живых угнал в Вавилон. В результате изгнания, начало которого историки датируют примерно 586 годом до н. э., остатки евреев были рассеяны по Вавилону, Самарии, Эдому, Моабу и Египту. Вавилонское пленение могло положить конец столь блистательно начавшейся истории: подобно большинству народов, согнанных со своих земель, евреев ожидала ассимиляция и полное растворение в чуждой культуре.

III

Тем не менее, семь лет спустя в Вавилоне и прилегающих территориях оставались евреи, упорно не желавшие отказываться от своего еврейства. Когда же объединившиеся силы персов и мидян положили конец могуществу вавилонской империи, новый глава государства, Кир Великий, объявил евреям, что они свободны вернуться в Израиль. Известие о конце пленения распространялось быстро, привлекая все новые потоки евреев со всего Ближнего Востока. Под неусыпным надзором персов евреи возродили свою независимость и восстановили Храм в Иерусалиме. Таким образом, они стали первым из известных в истории народов, который вернул себе землю, отнятую у него в кровопролитной борьбе более чем за полвека до того.

В 332 году до н. э., после короткой военной кампании, греки сокрушили империю персов. Полководцы Александра Македонского заново переделили ближневосточные территории, учредив соответствующие царства в Египте, Сирии, Месопотамии и Анатолии. Евреи боролись за то, чтобы сохранить хоть какие-то свободы, но петля, накинутая греками, все туже сжималась вокруг них. В 167 году до н. э. греки объявили иудаизм и всю систему еврейского воспитания вне закона, превратив иерусалимский Храм в капище греческих Б-гов. Евреи пытались взбунтоваться, но были безжалостно подавлены наемными войсками. Тогда, уйдя в подполье, они разбились на группы, которые вели нечто вроде партизанской войны, нанося чувствительные удары грекам в пределах и в непосредственной близости от Храма, а затем оттягивались для перегруппировки в Иудейских горах. В результате действий еврейских отрядов под предводительством Хасмонеев, греки несли такие потери, что в конце концов империя вынуждена была вывести свои войска из Иерусалима. В 164 году до н. э. евреи вновь восстановили свой Храм, снова посвятив его единому Б-гу. Всего несколько боевых отрядов оказались сильнее самой мощной по тем временам военной машины в мире.

Греки отступили, а между тем Римская империя не спеша расширяла свои границы, в том числе и вокруг Израиля. В 40 году до н. э. сменив греков в качестве ведущей мировой державы, римляне направили войско, состоявшее из 30000 пехотинцев, и шеститысячную кавалерию с целью взять Иерусалим. В чисто военном отношении римляне настолько превосходили евреев, что сражение, можно сказать, закончилось, не успев начаться, и римляне назначили Ирода «союзным царем и другом римского народа»[18]. Основной задачей Ирода было покончить с еврейскими партизанскими отрядами, не дававшими покоя грекам. Он преуспел в этом и в 37 году н. э. отпраздновал свою победу казнью сорока шести самых видных членов Синедриона — еврейского высшего религиозного совета. Склонив на свою сторону своих вчерашних противников, Ирод старался в то же время умиротворить остальное население Израиля и даже начал было восстанавливать Храм.

Ирод умер в 44 году н. э., и хотя римляне были довольны его гибкой политикой, у них не нашлось достойного преемника, который мог бы усмирять простонародье, одновременно поддерживая строгий контроль. Таким образом, у Рима не было иного выхода, кроме как ввести в Иерусалиме прямое римское правление, что и было немедленно сделано. Евреям понадобилось два года для того, чтобы собрать силы и накопить вооружение для первого восстания, вспыхнувшего в 46 году н. э., почти достигло своей цели — упрочения зависимости — и вызвало мощный ответный удар со стороны Рима. Четыре полных легиона обрушились на Иерусалим[19]. Евреев распинали сотнями каждую неделю. С толкователей Закона живьем сдирали кожу. Свитки Торы подвергались публичному сожжению. Храм был превращен в груду развалин. Оставшиеся в живых бежали. Конец еврейского государства был близок, и конец еврейского народа вряд ли заставил бы себя долго ждать.

Но ждать пришлось долго. Евреи вновь бросили вызов истории и — выжили.

IV

Однако тяжелые времена для еврейского народа еще не прошли. В 135 году н. э. неудавшееся еврейское восстание вблизи Иерусалима вызвало во всем мире антисемитскую оргию, которой руководил Рим и в результате которой погибло 580 тысяч евреев и было разрушено 285 еврейских городов[20]. В 470 году н. э. персидский император Фириз начал в стране кампанию по уничтожению евреев, причем была истреблена половина еврейского населения Исфагана[21].

Рассеянные по Европе евреи в течение столетий подвергались со стороны христиан злостным гонениям, кульминацией которых можно считать Крестовые походы (1095 — 1348 гг. н. э.). В эти кровавые годы христианские паломники на своем пути к Иерусалиму вырезали евреев тысячами. В сотнях еврейских общин недосчитались каждого десятого[22].

Когда, между 1347 и 1350 годам, на Европу обрушилась «черная смерть» — бубонная чума, и церковь и крестьянство обвинили в этом все тех же евреев, и волна антисемизма поднялась с новой силой. В период с 1348 по 1354 тысячи еврейских общин в Европе были зверски истреблены[23]. Какая-то часть евреев бежала в Испанию и Польшу, В Польше некоторое время они были в безопасности, но в Испании, с 1356 по 1500 год, католическая церковь, укреплявшая свои позиции, постоянно нагнетала в массах антисемитскую истерию. Результатом стала Святая инквизиция, санкционировавшая изъятие у евреев имущества; горели синагоги, пылали свитки торы, а большая часть евреев стала жертвой принудительного крещения и массовых убийств[24].

Но не все евреи еще были истреблены, когда в 1648 году бурные события потрясли Северную Европу. Поражение Польши, которое нанесли ей татары и казаки, привело к власти Богдана Хмельницкого — казака, выдвинувшего остроумный и далеко идущий план объединения Украины. Хмельницкий вовлек крестьянство в, пожалуй, самую страшную вакханалию погромов, которая когда-либо выпадала на долю евреев. Отряды казаков разъезжали по городам, отыскивая евреев, которых они убивали с изощренной жестокостью. И все же Хмельницкому удалось разделаться лишь с одной третью еврейского населения Польши, до того как новый польский король Ян Казимир издал указ об изгнании оставшихся евреев из Чернигова, Полтавы, Киева и части Подолии[25]. Двадцать тысяч евреев устремились к шведской границе, затем лишь чтобы погибнуть там в 1656 году, когда польские войска, отражая вторжение шведов, во время передышек один за другим подвергли разрушению еврейские поселения в Позене, Калише, Кракове, Петроковцах и других городах[26].

Небольшие группы евреев, рассеянные по всему свету, превратились в постоянную мишень грабежей, насилий и убийств, и так продолжалось все время вплоть до двадцатого века. И однако, непонятно как, но им удалось избежать полного истребления.

В 1915 году Великий князь Николай, главнокомандующий русской армией, издал приказ о переселении всех евреев, живших на территории, в разное время оккупированной немецкими войсками. Сто тысяч евреев погибли во время депортации. В 1917 году, вслед за Октябрьской революцией, украинские националисты и белогвардейцы соединенными усилиями вырезали еще двести тысяч человек. За последующие два года еще сто двадцать тысяч евреев погибли в почти пятистах погромах[27].

Набиравший силу немецкий политик Адольф Гитлер свою первую речь, касавшуюся евреев, произнес 13 августа 1920 года[28]. В 1925 он опубликовал «Майн Кампф», пространную книгу, где была в деталях представлена «программа кровавого террора»[29], который он однажды надеялся развязать в отношении евреев. В 1930 году антисемитские выступления прошли в Берлине, Вюрцбурге, Лейпциге, Дюссельдорфе и Франкфурте[30]. Начиная с первых же месяцев 1933 года, евреи стали подвергаться избиению на улицах среди бела дня, а в апреле того же года Гитлер провел чистку среди персонала общественных, медицинских и педагогических учреждений, уволив евреев со всех занимаемых ими должностей[31]. В конце тридцать третьего года заработал Дахау — первый в Германии концентрационный лагерь, устроенный в окрестностях Мюнхена[32]. В 1935, Актом о гражданстве все евреи были лишены немецкого гражданства[33]. В 1938 году Гитлер открыл концлагеря в Заксенхаузене, Бухенвальде и Лихтенберге[34]. Тридцать тысяч евреев оказались за колючей проволокой[35].

Утром 9 ноября 1938 года рейх-министр пропаганды Иозеф Геббельс объявил об официально санкционированной антиеврейской кампании, и ночью того же дня тысячи принадлежавших евреям магазинов были варварски разгромлены, хозяева их избиты и огромное число синагог было сожжено[36]. 1 сентября 1939 года Гитлер организовал так называемые «эйнзацгруппы», то есть эскадроны смерти, которым было поручено вести планомерную кампанию против всех евреев, обнаруженных на завоеванных территориях. Евреев, оказавшихся на оккупированных землях, использовали в медицинских экспериментах, пытали, насиловали, расстреливали в массовом порядке, убивали в газовых камерах. В последующие месяцы немцы развернули целую сеть лагерей смерти по всей Европе, Более двух третей еврейского населения Европы, то есть около шести миллионов человек, были уничтожены за шесть лет войны[37]. Победи Гитлер, и сегодня в мире не осталось бы ни одного еврея.

VI

В 1948 году, впервые в истории человечества, народ, дважды изгнанный со своих земель, вновь образовал на них независимое государство. 14 мая этого года было создано государство Израиль. На следующий же день пять механизированных арабских армий обрушились на горстку оборванных людей, уцелевших после мировой войны, людей, собравшихся заселить новую страну. Вооруженные лишь 17600 винтовками, 2700 пулеметами системы Стена и тысячей станковых пулеметов, сорок пять тысяч евреев лицом к лицу встретились с объединенными вооруженными силами Египта, Сирии, Ирака, Ливана и ТрансИордании[38]. Аззам-паша; генеральный секретарь Арабской лиги, заявил на весь мир: «Это будет мгновенная война на уничтожение»[39]. И действительно, так бы оно и было. Но вдохновляемые виденьем славных побед, одержанных их библейскими предками, евреи сдержали натиск арабов. Менее чем через месяц после начала боевых действий Организация Объединенных Наций объявила о прекращении огня. Третье еврейское государство отстояло себя.

В июле 1951 года был убит король Иордании Абдулла, последний из умеренных арабских лидеров. Год спустя военная хунта, пришедшая к власти в Египте, низложила монархию и выдвинула главой государства Гамаль Абдель Насера, заядлого антисемита, настроенного на уничтожение Израиля. В 1953 году были разорваны отношения между Советским Союзом и Израилем, и на протяжении двух лет советские вооружения активно пополняли арсеналы арабских стран. В 1956, практически полностью блокировав израильский доступ к Суэцкому каналу и к заливу Акаба, уверенный в своих силах Насер подписал военные пакты с Йеменом и Саудовской Аравией, организовал объединенное военное командование с Иорданом и Сирией и начал подвергать израильские поселения атакам террористических групп. Война казалась неизбежной, когда 29 октября 1956 года Израиль нанес упреждающий удар по террористическим группировкам на Синае. К удивлению противника израильские войска легко овладевали египетскими аванпостами в Рафе, Эль-Арише, в секторе Газа, на берегах Суэцкого канала, залива Акаба и в Шарм-эль-Шейхе. Через неделю после начала войны, 7 ноября, стороны подчинились приказу ООН о прекращении огня, но лишь после того как израильтяне доказали свою почти невероятную способность противостоять даже новейшему советскому оружию.

По одному из пунктов соглашения о прекращении огня, подписанного в 1956 году, Израиль — случай беспрецедентный в мировой военной истории. — отдал большую часть завоеванной им территории. Синай должен был оставаться демилитаризованной зоной под контролем Египта.

В 1967 год нетерпеливый Насер нарушил перемирие, введя стотысячную армию на Синай. 15 мая он отдал приказ о выводе наблюдательных подразделений ООН, что и было незамедлительно сделано[40]. 22 мая Насер блокировал залив Акаба, а восемь дней спустя подписал военный пакт с королем Иордании Хуссейном. В тот же день, под наблюдением Иордании, иракские войска заняли позиции на израильско-иорданской границе.

Пятого июня, получив разведданные о том, что войны и на этот раз не избежать, Израиль нанес упреждающий удар. В один день все египетские военно-воздушные силы были уничтожены[41]. Иордан и Сирия объявили Израилю войну. В течение шести дней Израиль разгромил все три армии, каждая из которых в несколько раз превосходила численностью его собственную. Израиль вернул себе Синай, захватил Иерусалим, отданный в 1948 году, вторгся на сирийскую территорию в районе Голанских Высот и разместил свои войска в тридцати милях от Дамаска. Вплоть до сегодняшнего дня военные специалисты не в состоянии объяснить причины израильского триумфа 1967 года.

Террористические нападения на Израиль продолжались регулярно и после 1967 года, но теперь его границы были надежны. Однако — лишь до 1973 года.

В этот год, в день праздника Йом-Кипур, самого торжественного из всех священных дней еврейского календаря, в то время как большая часть жителей Израиля спешила в синагоги, Египет и Сирия предприняли новую попытку стереть еврейское государство с лица земли. На этот раз им удалось проникнуть через израильские оборонительные линии, и оснащенные советскими боеголовками противотанковые и противовоздушные ракеты обрушились на маленькую страну. Застигнутый врасплох, неподготовленный, Израиль поначалу не смог оказать должного сопротивления. Западные журналисты предрекали гибель Израиля и новую бойню. Однако вновь, на этот раз через восемнадцать дней, Израиль праздновал победу, восстановив свои границы. Мир был изумлен. И было чему.

Сегодня Израиль подвергается нападениям террористов практически ежедневно. И все же у евреев свое государство, государство, которого их лишили почти две тысячи лет назад. Народом Израиля был возвращен к жизни иврит — язык Библии, язык, на котором ныне говорят миллионы жителей Израиля и евреев, живущих в других странах. Иудаизм процветает как в самом Израиле, так и в диаспоре. Десятки тысяч евреев, лишенных религиозного наследия ужасами еврейской истории, вернулись к вере своих отцов.[42] В еврейские школы по всему миру устремился поток студентов. Евреи и иудаизм — самый древний народ и самая древняя религия в истории человечества[43] живут и процветают вопреки всему.

VII

Пол Джонсон, некогда писавший статьи для «Нью-Йорк Тайме», а теперь — издатель «Нью-Стейтсмен», так вспоминает, о чем он думал, путешествуя по Израилю: «Если сегодняшний историк оказывается в долине Хеврона, он невольно задается вопросом: «Где они, те люди, которые когда-то жили здесь? Где ха-нанеяне, где эдомиты? Где они, древние эллины и римляне, византийцы, франки, мамелюки и турки? Все они канули в бездну времен. А евреи по-прежнему здесь, в долине Хеврона»[44].

Все великие державы, которые так стремились вычеркнуть евреев из истории, исчезли сами. Евреи же остались и преуспевают. Народы приходят и народы уходят. Евреи — бросают вызов законам истории. Даже русский историк Николай Бердяев, в одной из своих лекций в Московский Свободный академии духовной культуры, обмолвился по поводу евреев: «…их судьба настолько полна метафизического, что ее нельзя объяснить материалистически и вообще позитивно»[45].

Впоследствии он признавался: «Я вспоминаю, что в дни моей юности, когда меня привлекало материалистическое понимание истории, когда я старался проверить его на судьбах народов, мне казалось, что величайшим препятствием для этого является историческая судьба еврейского народа, что с точки зрения материалистической судьбы эта совершенно необъяснима. Нужно сказать, что со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ давно должен был бы перестать существовать»[46].

В 1897 году Марк Твен писал о евреях: «Если статистики правы, евреи составляют всего лишь один процент от численности человечества. Пожалуй, это можно сравнить с облачком звездной пыли, незаметном на фоне сияния Млечного Пути. И, честно говоря, еврей должен был здорово постараться, чтобы его голос был услышан; однако он слышен и был слышен всегда. И он ни в чем не уступает голосам других народов Земли… Еврей в этом мире всегда боролся до конца, во все века творя чудеса, и делал он это со связанными за спиной руками…Египетская, вавилонская и персидская империи вставали одна за другой во всем своем великолепии, но затем растаяли как сон; за ними пришли греки и римляне, тоже наделавшие немало шума, но и их теперь нет; другим народам на какое-то время удавалось высоко поднять свой факел, но он гас, и они оставались в потемках либо исчезли. Все они прошли перед глазами еврея, который поочередно одерживал над ними верх, и теперь — все такой же, как всегда: как всегда, на подъеме, не дряхлеющий, сохраняющий силу и крепость, непоседливый и энергичный, не унывающий, со своим чутким и агрессивным умом. Все смертно, кроме еврея; ве проходит, а он остается. В чем же секрет его бессмертия?[47]»

Попытаемся, пусть робко, объяснить живучесть евреев в обычных секулярных понятиях: может быть, им удалось выжить потому, что они были бедны? А может быть, потому что были богаты? Может быть, потому, что они были пацифистами? А может быть, потому что умели хорошо драться? Может быть потому, что они всегда держались друг друга? А может быть потому, что были рассеяны по всему свету? Но ведь и другим ныне исчезнувшим народам были свойственны те же самые качества. И остается вопрос: «Почему только евреи выжили?»

Теологическое объяснение более чем заманчиво.

VIII

И все же мы в некотором недоумении. Ведь если евреи чем-то заслужили право на Б-жественное покровительство, то почему им пришлось так долго и так страшно страдать? Разве сами по себе страдания еврейского народа не есть аргумент против существования Б-га?

Библия отвечает на это в следующих, внушающих поистине священный трепет стихах: «Если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дождь в свое время… Пошлю мир на землю вашу; ляжете, и никто вас не обеспокоит; сгоню лютых зверей с земли вашей, и меч не пройдет по земле вашей… И буду ходить среди вас, и буду вашим Б-гом, а вы будете Моим народом…

Если же не послушаетесь Меня, и не будете исполнять всех заповедей сих… Обращу лицо Мое на вас, и падете пред врагами вашими… Пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш, и вас уменьшат. Города ваши сделаю пустыми, и опустошу святилища ваши… А вас рассею между народами, и обнажу вслед вас меч… Оставшимся из вас пошлю в сердце робость в земле врагов их…[48]»

Позднее Б-г предрекает своему избранному народу, что тот «…оставит Меня (Б-га), и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним. И возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я оставлю и сохраню лицо Мое от них, и он истреблен будет…[49]» Библия ясно говорит о том, что завет между еврейским народом и Б-гом может иметь двоякие последствия. До тех пор пока евреи отличают себя между прочими народами, соблюдая Б-жьи заповеди Б-г ставит их над историческим процессом и хранит их В противном случае, выражаясь словами равви Моше Мейзельмана, видного иерусалимского знатока Талмуда: «Как только мы перестаем относиться к себе как к евреям, то тут же, как прочие народы, подпадаем действию обычных природных процессов. Начинают править обычные законы истории, а по законам истории еврейский народ попросту не должен был бы существовать»[50].

Если большие группы евреев будут ассимилироваться и откажутся от религиозного наследия предков, то, как учит Библия, весь еврейский народ утратит свою исключительность; и тогда он ощутит на себе давление эволюционных сил, которые способны уничтожать целые народы. И Талмуд[51] и современные историки[52] подтверждают, что подобная ассимиляция имела место перед первым и вторым разрушением иерусалимского храма. Историк Люси Давидович пишет о том, не касаясь евреев в Советском Союзе, лишь около половины довоенного еврейского населения Восточной Европы соблюдало религиозные обычаи и «светскость становилась доминирующим образом жизни»[53]. Мейзельман цитирует равви Меира Симху-Ха-Коэна, который писал в 1917 году: «Именно те люди, которые называют Берлин Иерусалимом и которые говорят о том, что немцы — избранная нация, именно они, в соответствии с парадоксальными законами еврейской истории, настраивали немецкий народ на то, чтобы уничтожить нас»[54].

Наконец, мы можем возразить: «Но неужели справедливо, что горстка искренно религиозных евреев должна была погибнуть только из-за того, что большая часть общины оставила иудаизм? Разве гибель праведников во время второй мировой войны и во время бесчисленных погромов не явное свидетельство того, что Б-га — нет?»

Так и было бы, если бы набожные евреи не несли ответственность за пренебрежение к духовным нуждам своих менее религиозных братьев. Талмуд свидетельствует, что во время разрушения первого храма даже самые блюдущие евреи не избежали кары за то, что вовремя не удержали своих соотечественников от ассимиляции[55]. Кроме того, тот, кто стоит ближе к Всевышнему, и судится строже. Быть может, те, кто яснее других понимает Б-жью волю, несут еще большую ответственность и подлежат еще большей каре, если эту волю не исполняют. Именно этим объясняет Библия преждевременную гибель внуков Моисея, которые лишь немного позволили себе отступить от обряда и были сожжены небесным огнем[56].

Итак, евреям не надо объяснять, почему страдал еврейский народ; зато настал черед человечества объяснить, почему еврейский народ выжил. Те же, кого не удовлетворяют вне-религиозные ответы на загадку еврейской жизнеспособности, наверняка смогут найти в истории этого необычного народа еще одну возможность поверить.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Майкл Грант. История древнего Израиля. Нью-Йорк, Чарльз Скрибнер энд санз, 1984, с. 21 — 26 Генри Бэмфорд Парке. Боги и люди. Истоки западной культуры. Нью-Йорк, Альфред А. Кнопф, 1959, с. 85 — 89.

[2] Грант, с. 22.

[3] Генри Бзмфорд Парке, с кафедры истории Нью-Йоркского университета, отмечает, что «хотя исторические свидетельства и проливают свет на развитие единобожия у евреев, они не до конца объясняют его происхождение, прочие ближневосточные народы, сталкиваясь, по сути, с теми же проблемами, не смогли прийти к подобному решению» (с 86)

[4] Франкфурт, Уилсон, Якобсен, Ирвин. Духовная эпопея древнего человека. Чикаго. Записки Чикагского университета, 1946, с. 224.

[5] Современные верующие евреи возглашают единосущие Б-га дважды в день и три раза в день молятся о наступлении века, когда единосущный Б-г будет признан всем человечеством См «Полный Сидур» равви Носсона Шермана Нью-Йорк, Мезора пабликейшнз, 1984, с 90, 156, 984

[6] У. Ф. Элбрайт. От каменного века до христианства. Балтимор. Джон Хон-кинс Юниверсити Пресс, с. 254 — 255; См. также: Вернер Келлер. Библия — книга историческая. Нью-Йорк, Уильям Морроу, 1981, м, 118 — 124; Грант, с. 37.

[7] Пол Джонсон. История евреев. Нью-Йорк, Харпер энд Роу, 1987, с. 25; Келлер, с. 121.

[8] Филип Баберфельд. Всеобщая история еврейства. Т. I, Нью-Йорк, Сперо Фаундэйшн, 1948, с. 30.

[9] Эммануэль Великовский. Века в хаосе. Т. I, Нью-Йорк, Даблдэй и К°, 1952, с. 22-38.

[10] Там же, с. 39 — 45.

[11] Джонсон, с. 26.

[12] Числа, 14-45; 21-1,23, 33.

[13] Биберфельд, с. 31.

[14] Джонсон, с. 34.

[15] Там же, с. 44.

[16] Джонсон, с. 73.

[17] 2-ая Царств, 19-35.

[18] Джонсон, с. 110.

[19] Там же, с. 137.

[20] Генрих Гирш Гретц. История евреев. Филадельфия, Еврейское издательское общество, 1898, с. 407 — 419.

[21] Пол Э. Гроссер, Эдвин Г. Гальперин, Антисемитизм — причины и следствия. Нью-Йорк, 1978, с. 81.

[22] Там же, с. 102 — 120.

[23] Там же, с. 126 — 132.

[24] Там же, с. 134 — 154.

[25] С. М. Дубнов. История евреев в России и Польше с древнейших времен до сегодняшнего дня. Филадельфия, 1920, с. 140 — 151.

[26] Там же, с. 156.

[27] Аврам Захар. История евреев. Нью-Йорк, Кнопф Паблишере, 1969, с. 302-303.

[28] Гроссер, Гальперин, с. 249 — 250.

[29] Конрад Хайден. Вступление к «Майн Кампф» Адольфа Гитлера. Бостон, 1971, с. XV.

[30] Марвин Левенталь, Немецкие евреи на протяжении шестнадцати веков. Нью-Йорк, Лонгмэнз, Грин и К°, 1986, с. 375.

[31] Мартин Брозат. Анатомия государства «СС». Кембридж, 1968, с. 23 — 27; Уильям Луоренс Ширер. Взлет и падение третьего рейха. Гривич, 1950, с. 283, 358.

[32] Люси С. Давидович. Война против евреев в 1933 — 1945. Нью-Йорк, Бэн-том Хауз, 1975, с. 100.

[33] Брозат, с. 32.

[34] Там же с. 445.

[35] Там же с. 41 — 42

[36] Там же с. 40 — 41.

[37] Давидович, с. 544.

[38] Джонсон, с. 526-527.

[39] Рони Э. Габби. Политическое исследование арабо-израильского конфликта, Женева, 1959, с. 92 — 93, цит. по: Джонсон, с. 526.

[40] Джонсон, с. 534.

[41] Там же.

[42] В 1982 году американские статистики зарегистрировали только в Соединенных Штатах 11000 человек, изучающих иудаизм в специальных учебных заведениях — ешиботах. Год спустя израильские статистики зарегистрировали 53000 человек, обучающихся в аналогичных школах в Израиле. Еще два года спустя исследования показали, что не менее 14000 женатых мужчин обучаются на разных курсах школ под названием «коллелим». По приблизительным данным более четверти миллиона евреев в разных странах так или иначе заняты систематическим изучением Талмуда. См.: Охваченные неистовством. Вернард Маза, Ктав Паблишинг Хаус, 1986, с. 175 — 223.

[43] Прародитель еврейского народа Авраам жил примерно за 1700 лет до начала отсчета исторического времени и примерно за 1200 лет до возникновения буддизма, конфуцианства, индуизма и таоизма. См.: Религия на Востоке и Западе. Уорд Дж. Феллоуз. Холт, Райнхарт энд Уинстон, 1979.

[44] Джонсон, с. 4.

[45] Бердяев. Смысл истории. Нью-Йорк, 1936, с. 86.

[46] Там же.

[47] Марк Твен. Полное собрание сочинений. Нью-Йорк, 1899, с. 286.

[48] Левит, 26: 3 — 39.

[49] Второзаконие, 31 — 16, 17.

[50] Мейзельман, Орайза. Иерусалим, 1989, с. 17.

[51] Трактат Иома 9б.

[52] Джонсон, с. 72 — 149.

[53] Давидович, с. 335.

[54] Мейзельман, с. 19.

[55] Трактат Шаббос 55а.

[56] Левит, 10: 1,3.