Проблемы русского кирува

    Более десяти лет рав Авраам Бинский является духовным лидером первой и все еще единственной в Америке, да, наверно, и во всем мире, ортодоксальной общины евреев, выходцев из России. Как-то так получается, что эти общины все еще не растут, как грибы после дождя. В первом из серии интервью речь идет о «русском кируве».

    Кирув евреев из Союза. Что это такое, какова его специфика?

    В первую очередь это специфика непонимания тех людей, которые за него платят. Имеются ввиду наши американские братья. К большому сожалению, те, кто платят за эту работу, и те, кто непосредственно занимаются кирувом, видят все абсолютно по-разному. Какой колоссальный ущерб нанесла эта конфронтация делу!

    Скажите, вот в Большом Нью-Йорке проживает что-то около 450 тысяч русских евреев. Какое количество, какой процент из них должен начать соблюдать заповеди чтобы кирув можно было признать успешным?

    Вот тут есть сразу несколько ответов. Академический, прямо вытекающий из Торы, процент, обеспечивающий сохранение еврейского народа, - это, как вам наверно известно, двадцать процентов.

    Почти сто тысяч.

    Есть другой ответ, который вы получите от любого американского еврея: спас одну еврейскую душу — спас целый мир. Ответ красивый... Есть и третий подход, более реалистичный. О нем писал Хофец Хаим. Еврей, он говорил, всегда пытается спасти сразу весь мир, а нужно заниматься одним человеком, вкладывать в него. Потом вторым, третьим. Вот это и есть реальный кирув, на этом пути возможен реальный успех.

    Но идя таким путем мы можем потерять русское еврейство! Останутся какие-то отдельные личности, но, как феномен, русское еврейство просто исчезнет.

    Ассимилируются. Здесь много групп евреев исчезло.

    Но много ведь сохранилось?

    Иногда это только кажется. Группа исчезла, но приехали другие люди из тех же мест или откуда-то рядом. Никому не хочется, чтобы русское еврейство просто исчезло. В одном из своих выступлений покойный рош-ешива «Мир» рав Беренбаум tz'l сказал, что надо спасать русское колено израильское. Он рассматривал нас как отдельное колено. 
    Получается, что у нас есть три ответа: один нереалистичный — кирувнуть сто тысяч русских евреев, один идеалистичный — достаточно спасти даже одну душу, и, наконец, практический — нужно спасать русское колено израилевое. Вот тут возникает масса проблем.     Есть люди, которые хотят работать в этом направлении, хотят посвятить себя этой деятельности. Но русское еврейство только-только становится на ноги и, пока оно станет на ноги, оно успеет полностью ассимилироваться. Да, наша иммиграция самая успешная в истории страны. Прошли какие-то двадцать лет и нашу иммиграцию уже видно. Мы еще не способны оплачивать русский кирув, но уже вносим значительный вклад — это видно на примере нашей общины. Недавно, беседуя с кем-то из своих американских знакомых, я упомянул, что у нас в общине за алию было заплачено четыре тысячи долларов — мне не захотели верить! Как, русские дали так много! Русские вообще что-то дают! Я сказал, что в этот же день были проданы несколько алиет по тысяче, полторы, две — это был шок! 
    Действительно, русский кирув все еще оплачивается американским еврейством, они, как говориться, «держат деньги». Мы знаем: кто платит, тот и заказывает музыку. И вот это «заказывание музыки» наносит колоссальный вред кируву евреев из России.

    Мне очень понравилась идея «русского колена». Сколько, по-вашему, русских евреев должно стать фрум, чтобы это колено было спасено?

    Не знаю, но дело не только в количестве.

    Но и в качестве?

    Несомненно, но это тема другой статьи. Русский кирув, если помните, начинался с установки типа «fast food» - «fast баал тшува»: деньги вложены и русские евреи стройными колоннами пошли в синагоги! Тут решающую роль сыграла информация, которую американские евреи получали из-за «железного занавеса», она была, как бы это сказать...

    Вранье?

    Нет, люди просто слышали то, что хотели слышать. Этот — узник Сиона, в тюрьме уже читает псалмы. За этим гоняется КГБ — он преподает иврит. Все это были люди определенного духовного настроя, идеалисты. По ним судили об остальных. Тут думали, что когда «евреи молчания», так они нас называли, приедут, то стоит чуть-чуть приоткрыть двери синагог и толпа ринется! Приехав, русские вправду поселились вблизи — нужна была помощь, начали отдавать детей в русские ешивы пачками. Только специалисты понимали, что все это нереально.

    В каком смысле нереально? Детей же, как сейчас говорят, "конкретно" отдавали в ешивы — сам помню.

    Потому что нужно было сразу разобраться — а чего, собственно, они отдают детей в ешивы? Не было бы потом такого шока, когда детей начали забирать. Ведь такое было только в Нью-Йорке. В других местах большого скопления русских евреев не появилось ни одной русской ешивы. Должно было настораживать. Просто испугались нью-йоркских школ: афро-американцы, наркотики, спид.

    После ухода мэра Динкенса школы стали лучше. Появились к тому же русские нерелигиозные школы. Стыдно сказать, но в православной гимназии отца Граббе (фамилия какая — автора «Протоколов Сионских мудрецов») большинство учеников были евреями. И еще — уровень секулярного образования в русских ешивах был крайне низким. «Заказывающие музыку» американцы не представляли, какое значение русские родители придают уровню образования. Да тут еще дети, приходя из домой, стали говорить: это нельзя, это некошер... Детей стали забирать.

    Разве можно было этого избежать?

    Да, нужно было работать с родителями и работать много. Не только с детьми. Иначе детей разрывало между ешивой и домом, что, в конечном счете, привело к выработке у них стойкой неприязни ко всему еврейскому.

    Вы считаете, что русский кирув провален?

    Не то чтобы провален, но, по отношению к вложенным деньгам, результат мизерный. И именно сейчас, когда русские евреи стали на ноги, начали оглядываться вокруг и чего-то слышать, именно сейчас у американского еврейства наступила полная апатия к русскому кируву.

    Как же все-таки вести успешный кирув?

    В первую очередь должны быть средства для тех людей, кто способен этим заниматься. Помню тут были в моде два вида кирува: «чикен кирув» и «пейсах кирув». На пейсах собирали толпы людей, кормили, как на убой кошерной пищей. Помню общался с одним таким спонсором - пять лет кормил тысячу человек, восемь дней, по три раза в день пасхальной пищей. Супер кошерная маца, официанты — и никто, ни один человек не начал соблюдать! Сколько денег убили! А помните, как кошерные курицы разносили по домам? Один мне так и сказал: «Вот начнут они кушать кошерную курицу и станут фрум». Я пять минут не мог остановиться, смеялся. Другой платил хозяину русского магазина, что бы тот в субботу не работал. Целый месяц платил — пока деньги не кончились. Или вот: собирали толпы на лекции, после которых раздавались пайки. Потом они шли в церковь и брали пайки там. Никаких проблем!

    Тут есть и хорошая сторона: при всей активности миссионеров понимаешь какой их ждет «успех»! И все же, какими должны быть ешивы, чтобы в них наши люди послали своих детей?

    В первую очередь, они должны давать самое лучшее образование. И это не только математика и английский, но также музыка, спорт. В этом случае родные не будут против того, что их дети будут получать определенные знания об еврейской традиции. При этом еврейское образование должно быть на самом высоком профессиональном уровне.

    Но такая ешива должна быть платной.

    Очень даже платной! Иначе не будут уважать. Если же будет высокий уровень образования и высокая оплата, то, если даже ребенок не станет по-настоящему религиозным, у него останется уважение к еврейству. Сейчас они делают одолжение когда отдают детей в ешивы, соотвественно уважения никакого.

    Эти ешивы должны быть только для русских?

    Я думаю, что нашим детям для того, чтобы должным образом реализоваться, нужна своя среда. Там могут быть и другие дети, но их должно быть меньшинство. Тогда получится определенный характер. Каждая ешива имеет свой характер — этим они отличаются. Есть мнение, что русские евреи «должны вливаться» в американские общины. Но ведь в своем окружении человек, по целому ряду причин, лучше реализуется. В частности, это касается вопросов изучения Торы. Ведь изучающий Тору человек на каком-то этапе хочет ее давать — где ему это делать? Любая ешива — пирамида, укомплектованная родственниками сверху донизу. Все они, несомненно, очень способные и знающие люди, но все свои. Нашим детям в этой структуре, скорее всего, места нет. Посмотрите, в России два главных раввина и оба нерусские. Та же картина в Киеве, даже в вашей Одессе. В Бердичеве, где евреев уже почти не осталось, три раввина и все трое нерусские. При этом полно русских знатоков Торы не у дел.

New York 
2008

(Оригинал здесь: http://www.russianjew.com/kiruv2.htm)


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .