Отраженный свет

Избранные посты из фейсбука https://www.facebook.com/itzik.roytman
Если геула зависит от баалей тшува - это почти автоматически означает, что баалей тшува - это души Ацилус. Душам Ацилус запрещено добавлять новые устрожения (есть сиха Ребе об этом)
Самый большой страх мира "тикун" - страх перед "ана эмлох" - взять на себя хоть какую то ответственность. Страх перед "Ана эмлох" - это также страх принимать решение. Чтобы построить Эйлат - требуется много "святой наглости" (из рава Гинзбурга)
"На чреве своем будешь ползать" - возможно, что это указывает на служение, основанное на "битуль" и "шифлут" - самоунижении и подчинении Высшей воле Понятно, что это служение времени Изгнания. Во время Избавления - "нахаш" должен распрямиться во весь рост. Хочется распрямиться - но страшно: вдруг я при этом что то нарушу? Этот страх - то, что называется "дурной страх", йира раа. У рава это называется "мудаут ацмит" - само-сознание, рефлексия, парализующие волю и действие
Алтер Ребе в Тании сравнивает буквы Торы с камнями. Даже святыми буквами можно забить человека насмерть (из "любви к ближнему", естественно) Когда человек начинает изучать святые книги и "каменеет" - это подобно побиванию камнями. Против окаменения помогает хороший хасидский фарбренген. Проблема в том, что каменные истуканы не способны разговаривать друг с другом *** Другой вариант: дух учения хасидизма зачастую "забивается камнями" - слов Ребе. Так тоже бывает. "Ребе сказал". Что Ребе хотел сказать? - Это уже не интересно. Ребе сказал! И все. Хасиды забивают своего Ребе камнями - буквами из его собственных слов
Иногда слишком много слов затемняют суть больше, чем проясняют ее. Иудаизм сегодня в значительной степени это "многа букафф". (на языке каббалы и хасидизма это называется "парса" - неупорядоченные буквы). Как результат - есть очень мало людей, способных прорваться сквозь завесу букв и почувствовать суть. *** Настоящие праведники и мудрецы Израиля - это те, кто прорвались сквозь "завесу букв" ("парса") и почувствовали суть. Они называются "глазами общины". Глаза праведника излучают свет. Свет, который выше чем буквы, свет, соединяющий буквы и придающий им смысл. Остальные называются (в Зогар) "ослами груженными книгами"
Ребе умер не 3 тамуза 5774 года, а значительно раньше. Когда из живого человека (где то до середины 70-х) он превратился в "сфиру", абстракцию, ангела, что угодно только не живого человека, находящегося среди нас. Ребе был, как известно, человеком очень замкнутым. Машпиим (прежде всего р. Йоэл Кан) добавили еще несколько слоев абстракции. Человека не стало. Б-г тоже не получился. Результаты мы "кушаем" сегодня. На завтрак, на обед, и на ужин
В Тании (гл. 27) говорится, что перед Вс-вышним есть два типа кушаний - сладкие и кислые. Сладкие - это служение праведников Кислые - это служение бейноним. В общем, по-видимому, также служение баалей тшува. Я искренне не понимаю людей, которые делают из иудаизма манную кашу, и пытаються этой манной кашей кормить население. Иудаизм уравновешен. Иудаизм - это два крыла - любовь и страх. В нашей жизни уравновешены сладость и горечь. Попытка оторвать одно от другого - сделать из иудаизма сахарный сироп - это просто уже не иудаизм, а что-то другое. Я не хочу сказать "авода зара", но по крайней мере это односторонний взгляд на вещи. Я - за цельный иудаизм, "тора тмима". В которой есть сладкое и горькое, как и в нашей жизни. Баалей тшува - это "горькие плоды". Поэтому, возможно, баалей тшува привлекает в иудаизме горечь, а не сладость. Понятно, что цель, в конечном счете, "перевернуть горечь в сладость", как приводится в Зогар и цитируется в Тании. Но чтобы было что переворачивать - полезно сознавать, что "ло акол дваш".
Мне повезло в 1989 году учиться у реб Аврома Миллера - последнего из могикан, ученика еще Хофец Хаима Как-то я пришел к нему домой, а он говорит мне: ко мне недавно заходил один мой ученик и я предложил ему покушать, а он сказал что он не может полагаться на тот кошер что у меня дома... Я нередко вспоминаю эту историю. Нередко можно встретить баалей тшува, которые вчера кушали трейфос, а сегодня этот рав для них недостаточно кошер, а этот уклоняется от линии Ребе и т.д. Мне скажут: нельзя напоминать баал тшуве его прошлые дела. Действительно, нельзя. Только, если, придя к еврейству - то что называется сегобня придти к еврейству - на халяву учиться в ешиве и т.д. - он начинает всех псулить направо и налево - значит, никакой тшувы он не делал. Только сменил одну уличную банду на другую
Рав в последнее время часто повторяет, что "5774" - "будет год аин-далет". "Аин-далет" образуют слово "эд" - свидетель. В Торе говорится "по слову двух свидетелей встанет дело" Одного свидетеля недостаточно. Нужно два или три. Свидетели не должны быть близкими родственниками - иначе их свидетельство не годно.
Вечерами в дом семьи Барам в мошаве Гимзо, что неподалеку от Модиина, начинают стекаться несколько интересных семей. Первыми входят супруги в тридцатых годах своей жизни, он – в рваных джинсах и черной рубашке, она – в длинной юбке, блузке с длинными рукавами, а на голове у нее парик с короткой стрижкой. За ними – еще семья, она в обтягивающих джинсах и зеленой блузке, он с черной бородой, короткими вьющимися пейсами, и белой бреславской кипе. И так далее. Еще и еще семьи – светский и религиозная, религиозная и светский. После чашки чая и обмена смущенными улыбками пары рассаживаются в просторном салоне, и хабадский раввин, разбирающийся в семейных проблемах, начинает говорит о трудностях семейной жизни, когда один из супругов религиозен, а другой – нет.
Мидраш говорит, что Ноах был «маловерным». Трудно понять, что это может означать. Тора говорит о нем, что он был «праведным в своих поколениях», и как это согласуется с тем, что он был «маловерным»?! Нельзя сказать, что Ноах «мало верил» в Б-га. В Б-га он как раз верил очень много. Скорее, он «мало верил» в самого себя! Ноах сказал себе: «Б-г сказал, что хочет привести потоп на землю. Сам Вс-вышний, кто может с Ним сравниться, и кто может уподобиться Ему. И что же, ничтожный червь, буду стоять и молиться, чтобы устранить столь ужасный декрет? Способен ли я, в принципе, изменить что-то в мире, сотворенном Б-гом?
Один из основных принципов хасидизма: "йода инэш бенафшей" - "человек знает о своей душе". То, что угрожает одному - совершенно не обязательно угрожает другому. Как узнать? См. выше. Если ты знаешь о себе, что есть нечто, что тянет тебя подозрительно сильно - подумай лишний раз если это со стороны святости, или, не дай Б-г, с другой стороны
Ребе приводит в маамаре три объяснения на слово "цава". Первый, "Цивот Гашем", "воинства Вс-вышнего. Второй, от слова "цивьон", "воля", благоволение. Третий, от языка "הלא צבא לאנוש עלי ארץ" - "цава" от языка "установленное время".

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру