Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Смягчение суда



Пара слов от переводчика

Я в свое время достаточно долго искал для себя определение, что такое праведник, что мне дает общение с праведником? Разве недостаточно просто читать хасидские книги, сихот, маамарим Ребе?

Если я ищу определение праведника «на одной ноге», то вот оно: праведник означает «смягчение суда». Мир, сотворенный Вс-вышним, полон суда, полон взаимных претензий и обвинений. Каждый человек полон претензий и обвинений как к самому себе, так и ко всему окружающему миру.

Можно сформулировать еще лучше: мир полон неразрешимых противоречий. И человек, каждый человек, также полон неразрешимых противоречий.

Эти взаимные претензии и обвинения, эти неразрешимые противоречия, рано или поздно разрушают мир, и разрушают человеческую личность. Человек не способен устоять перед собственным «жестоким судом», который он пробуждает на себя за все свои (действительные и мнимые) проступки. Мир тоже не способен устоять перед судом.

Вот в этот момент «жестокого суда», раскрывается достоинство праведника. Праведник называется в Зоар (и Ребе это цитирует) «лицом Вс-вышнего». «Лицо» — это аспект Б-жественности, где нет суда, где нет обвинения. Праведник привлекает аспект «лица» Вс-вышнего в мир, и тем самым смягчает суд, аннулирует обвинение и превращает суд в милость.

На самых трагических перекрестках еврейской истории последних столетий мы находим праведников, смягчающих суд.

Сто лет назад, когда война между светскими и религиозными в Эрец Исраэль, кажется, достигла своего апогея — на горизонте появилась гигантская фигура рава Авраама-Ицхака а-коэна Кука. И он — в значительной степени — сумел погасить пламя братоубийственной войны между светскими и религиозными в Израиле. То, что сегодня есть какое-то «статус-кво», весьма несовершенное, но обеспечивающее возможность совместного существования светских и религиозных — в значительной степени, его заслуга.

Семьдесят лет назад, когда еврейство, истерзанное войной и Катастрофой, начало только зализывать раны, когда даже будущность религиозного еврейства оказалась под вопросом, взошла звезда еще одного великого праведника, Любавичского Ребе. Что сделал Ребе? Он сделал то, что делает настоящий праведник. Он сделал все, чтобы погасить пламя вражды между светским и религиозным лагерями, он сделал очень много чтобы восстановить взаимопонимание и сотрудничество между различными секторами внутри религиозного лагеря.

В последние годы своей жизни Ребе также уделил немалое внимания установлению большего взаимопонимания между еврейским народом и народами мира.

В этом сама суть и весь смысл понятия «праведник». Праведник — это тот, кто способен смягчить суд. И чем больше он способен смягчить суд — это более велика его праведность.

В данном отрывке рав Ицхак Гинзбург «приоткрывает» нам завесу над тем, как праведник это делает…

Далее текст урока рава

***

Наиболее абстрактное определение понятия «суда[1]», это коах а-гвуль, т.е., «способность ограничения», граница. (Гиматрия слова גבול = אם, аспект אמא, בינה). Граница сама по себе порождает разделение и суд (=взаимные претензии, обвинения) между различными ограниченными объектами, а также ощущение недостаточности границы, и стремление подняться к безграничности, которая над ней.

Весь процесс амтакат а-диним («смягчения» суда, превращение суда в милость) в их корне, сводится, в сущности, к поиску высшего корня границ и ограничений. На самом высшем уровне он связан с коах а-гвуль[2] в Ор Эйн Соф[3], способностью Вс-вышнего ограничивать себя, как части Его бесконечного совершенства, включающей в себя, по самому определению «бесконечности», также способность ограничения.

Когда сила ограничения возвышается к своему высшему корню в бесконечности, аспект суда, который есть в ней, смягчается (=превращается в милость), ибо раскрывается ее отношение к безграничности.

Однако, само это возвышение продолжается 50 тысяч йовлот[4], поскольку само понятие бли гвуль (бесконечности, безграничности), являющееся источником гвуль (границы), относительно. Внутри самой бесконечности есть ступени одна над другой, и переход с одной ступени бесконечности на другую — это также бесконечность.

Сегодня в математике известно, что есть бесконечное количество различных ступеней друг над другом в самой бесконечности.

Поэтому, каждый раз, когда выясняется суду (= обвинению, «суд» означает всегда обвинение), которое поднялся, что ступень бесконечности, на которой он сейчас находится, это все еще конечное измерение и суд, и он снова должен искать бесконечность более высокого ранга, бесконечно выше, чем граница и суд, которая над ним. Это тайна стиха «ибо высокий над высоким стражник, и еще выше над ними».

Чем глубже погружаются в этот процесс, тем более выясняется, что в процессе этого подъема в бли гвуль выше и выше, когда суд смягчается все больше и больше — что само переживание подъема и прыжка, бесконечного перехода от конечного к бесконечности, возможно лишь тогда, когда обнаруживается снова, что речь идет об ограниченном состоянии, и, следовательно, состоянии суда.

В ощущении бесконечности некуда продолжать, некуда развиваться, и некуда подниматься. Лишь из ощущения ограниченности возможно подняться и перепрыгнуть к новой реальности, которая несравнимо выше.

Это открытие смягчает любое состояние суда и страданий в жизни, поскольку выясняется, что лишь из подобной ситуации возможно испытать переживание настоящего подъема.

(Йейн Ицхак на Танию, стр. 284. Сефер а-нефеш, стр. 345)



[1] Слово «суд» в каббале и хасидизме, скорее имеет смысл «обвинение». Когда мы говорим «есть суд над таким-то», в сущности, мы имеем в виду, что Свыше есть обвинение над человеком. Соответственно, «смягчение суда» означает, что обвинение, приговор Свыше отменяется, и даже переворачивается на противоположный. Прим. переводчика

[2] Способность само-ограничения

[3] Бесконечный Б-жественный свет

[4] Йовел = 50 лет. 50 тысяч йовлот = 50*50000 = 2 500 000 лет. Что это в точности значит, я не знаю. Прим. переводчика