Клипа предшествует плоду

בס"ד

Рав Ицхак Гинзбург

5766 год

Предисловие

Пишет Рамбам в законах о постах:

Однако, если не будут взывать к Вс-вышнему и не будут трубить в шофар, но скажут: это дело – из обычая мира произошло с нами, и несчастье это – это случайность, которая случилась, - это путь жестокости, и приводит их к тому, чтобы прилепиться к их дурным делам, и тогда это несчастье влечет за собой другие несчастья. И это то, что сказано в Торе: "и если будете идти со мной случаем, и я буду идти с вами гневом этого случая", т.е., что когда я приведу на вас несчастье, чтобы вы сделали тшуву, если скажете, что это случай – тогда добавлю вам гнев того случая.

Отсюда ясно, что несчастье должно пробудить вопль, и истинный и полезный вопль – это вопль, который не только жалуется, но заключает в себе пробуждение и готовность к тшуве со стороны вопиющего. Поэтому можно предположить, что в сокрытии и в тонкости, еще перед воплем и готовностью к тшуве, существует "молитва перед молитвой", и в ней есть сокрытая готовность к раскаянию. Этот внутренний поворот – это сама готовность выйти из несчастья, выйти из состояния беспечности, освободиться от привычного порядка вещей, проснуться и признать, что произошло серьезное несчастье. И эта сокрытая готовность – это ясность, за что следует делать тшуву. Такая ясность, кроме того, что она учит, за что следует раскаиваться из того, что было сделано в прошлом, и что мы должны делать в будущем - также направляет крик сердца, насколько влить в него надежду и уверенность, и насколько принизить его голос, так, чтобы он был слышен, как голос, раздающийся из праха.

В этой книге собраны уроки, которые были даны в течение года hитнаткута из Гуш Катифа и севера Шомрона. Ее название "умимено йивошеа[1]" – свидетельствует о ее цели: извлечь из кризиса и отчаяния новую надежду и новое направление, и все это требует глубокого изучения, не только что и как думать и делать, но также – как стоять перед Вс-вышним.

Год, когда были сказаны эти слова – был "годом несчастья" (עת צרה=תשס"ה), про который можно сказать: "эйс цоро hи леЯакойв, умемэно (из самого несчастья) йивошэа", - и да поможет Вс-вышний, чтобы это год начался с тшувы из любви (תשובה מאהבה=תשס"ו), и "Гавайе йигмойр баади, Гавайе хасдехо леойлом, маасэй йодехо ал тереф[2]".

Клипа предшествует плоду

Часть первая

Эл гинас эгойз йорадти[3]

Эгойз (орех) имеет числовое значение (гиматрию) тойв[4], как приводится в книгах, и он отличается множеством оболочек, скрывающих плод, поэтому он может служить хорошим примером, чтобы исследовать, насколько может быть добрый плод сокрыт за оболочками внутри оболочек, и насколько требуется работа по ломке этих оболочек и удалению их, для того, чтобы достичь самого плода.

С другой стороны, с помощью примера ореха мы можем понять, насколько полезна охрана (оболочки), и насколько это благо для плода, и насколько плод становится дороже, когда требуется большая работа, чтобы добраться до него.

Поэтому мы находим, что эгойз является лучшим примером, чтобы объяснить то, что называется "возвращением в Сион", явление, в котором, мы верим, сокрыт сладкий плод, но пока что предстают нашему взгляду в основном его оболочки. И внимательный анализ требуется здесь больше всего, поскольку, если не различить ясно клипот[5], то не будет у нас сил сломать их, и не будет у нас разумения освободить плод.

И таким образом, мы учим в каббале, что у ореха есть больше всего оболочек, больше, чем у любого другого плода – четыре оболочки. Три из них не пригодны для еды, а четвертая, тонкая, прилеплена к плоду и поедается с ним вместе (и, как известно, ее питательные свойства велики и важны).

Эти три клипы и еще одна соответствуют тому, что объясняется в каббале, что существуют три совершенно нечистые клипойс[6], и еще одна – тонкая, клипас нойгаh[7]. Для того, чтобы лучше различать между ними, мы будем рассматривать параллельно им три самых тяжелых греха – идолопоклонство, разврат и кровопролитие – и гордыню.

Гордыня и самомнение, которые уподоблены здесь тонкой оболочке - это клипа напротив хохмо[8], т.е., плод, сокрытый в этой оболочке – это хохмо (которая дает жизнь миру Ацилус[9]). Это потому, что соприкосновение с чем то важным, (нечто, достойное с тем, чтобы задумываться о нем), и занятие им – добавляют важности и уважения, и тот, кто соприкасается с ним, узнает о своем почете, в тот момент, когда он прекращает задумываться о плоде – и подчиниться ему и возвращается, чтобы думать о себе самом.

Не следует отрицать эту клипу совершенно, поскольку йешус[10] и ощущение важности – это то, что дает возможность существовать отдельным творениям, и дает желание существовать (отдельные миры – это миры, которые отделились от ацилус, который эйцел – близко и рядом – с Вс-вышним), и представать перед нами в мацав метукан – аспект "и возвысилось сердце его в путях Вс-вышнего" – которое является высшей формой их существования. Тем не менее, как понятно постигающему, здесь есть корень для всего раскрытого зла (которое предъявляет свои претензии\спорит на плод, на ацилус – который рядом с Вс-вышним, поскольку отделяет для себя собственное владение, которое проявляется впоследствии в двух-трех нечистых клипойс.

В нашем вопросе, когда мы приходим, чтобы рассмотреть общественную сущность, которая предстает перед нами, видно, что самая общая клипа (самая внешняя клипа), и самая далекая от плода, соответствующая идолопоклонству и Б-гоотрицанию, это светское сионистское мировоззрение. Это мировоззрение окружает и покоится на всем самостоятельном существовании, которое складывается здесь, и находит свое наиболее сильное выражение в СМИ, которые раскрывают свои уста без всяких преград (на это есть намек в том, что ציונות имеет числовое значение דבר פעור, аспект речи в кфира[11]; далее соответственно каждой клипе, и соответственно достоинств плода, возможны другие гиматрии этого слова).

Мы сказали "светский сионизм". Увы, можно констатировать, что предстающая перед нами реальность это не сочетание или смесь из религиозного сионизма и светского сионизма, и мы не рассматриваем здесь "двуглавую" сущность, но – "дух жизни" в деле сионизма, который сформировал его культуру, его учреждения, его "визитную карточку" по отношению к внешнему миру, это дух отрыва (hитнаткут) от Древнего Израиля.

Участие религиозных не смогло изменить общую атмосферу, и поэтому, в отношении общего духа их участие привело, в основном, к противоположным результатам. Оно вскормило и дало питание общему духу, дало ему от своей стойкости и самоотверженности, не сумев сдвинуть его с пути отдаления от еврейства, по которому оно течет и плывет.

Внутри клипы (оболочки) духа сионизма находится клипа мимсадим (официальных учреждений), которые были созданы здесь, для того, чтобы управлять общественной жизнью. Почти невозможно найти официальное учреждение, которое не было бы поражено, и не было бы чуждо святости Израиля и руководству Торы, но особенно эта клипозность выделяется в системе судопроизводства, которая становится все более и более учреждением, властвующим над всем и направляющим все (также воспитательные учреждения приводят к отрыву от еврейской идентификации и от еврейской веры, но здесь, по крайней мере, можно подумать, что перед нами "двуглавая" сущность, поскольку существует система религиозного воспитания, действующая отдельно).

Эту клипу мы связали с запретом разврата, как вследствие вседозволенности, к которой ведет система судопроизводства – вседозволенность, освящающая личное эго, и от его имени насмехающаяся над святостью домов Израиля и над союзом, лежащим в основе их – и также из-за духа уравнительства, которое поддерживает ассимиляцию. Так проясняются нам слова мудрецов, что в эпоху "пяток Мошиаха" "дом собрания станет местом разврата". По нашему пути, укажем здесь, что ציונות имеет гиматрию לא תנאף.

Внутри нее, третья клипа, это клипа правительства. Мемшала, в отличие от мимсад, способна изменяться и заменяться, поскольку каждый раз избирается новое правительство. Поскольку здесь у народа есть гораздо больше власти, а народ, поскольку это hиюли (первосущность) и открыт для изменений гораздо больше, чем ограниченное (определенное) движение, поэтому возможно было бы сказать, что зло в этой клипе не столь однозначно и жестоко. Тем не менее, мы видим, что систематически, куда бы ни склонились избиратели, в конечном счете, избранное правительство действует, исходя из слабости и подчинения как перед народами мира, так и перед клипойс, которые окружают его снаружи.

Эту клипу мы связали с кровопролитием, поскольку основное назначение правительства – это защищать народ, ("и будет судить нас царь нас, и выйдет перед нами, и будет воевать войны наши"[12]), как мы видим, что это – основное соображение избирателей, но практически именно в этом проявляется его слабость. Как понятно, самая большая слабость – в неготовности высоко ценить кровь Израиля, и присоединение к атмосфере, что Исраэль и народы, друзья и враги, хорошие и плохие, их кровь одинакова. Здесь гиматрия ציונות - וימלך.. וימת, как объясняется, что каждое правительство приходит к власти с надеждой, что оно сможет защитить как нужно и обеспечить безопасность, но, в конце концов, оно не оправдывает ожиданий и умирает.

Внутри нее – четвертая клипа, которую можно кушать вместе с плодом – и это клипа армии. Как объяснялось выше, что эта клипа связано с гаава[13], здесь кроется корень поражений, в самодовольстве "койхи веойцем йоди", самовосхваление, которое выделяется в наибольшей степени в высших кругах армии, приближающихся к клипойс, которые над ними. Поскольку это самовосхваление не имеет настоящего покрытия, то оно пытается питаться от соприкосновения с властвующими слоями, и принимает их систему ценностей. Однако, как говорилось выше, у гордости есть место, поскольку она подобна гордости йехидо[14], и хотя, несомненно, ее назначение – расправить рост Израиля в Израиле и в изгнании, но эта гордость позитивна, поскольку питается в глубине своей от мсирут нефеш[15] ради славы Израиля и его Святости. Отсюда ясно, что исправление армии и ее надежда – только в подчинении Торе. Такое подчинение оторвет ее от клипот, питающих ее смертельным ядом, и наполнит ее эликсиром жизни. "Отказ выполнять приказ" – это не разрушение армии, но – возвращение ее к жизни. Гиматрия слова ציונות, которая подходит здесь – это צבאות ס"ג, т.е., צבאות הוי', т.е., имя Вс-вышнего, с каваной на милуй ס"ג (יוד הי ואו הי ס"ג בגי' הגנה, и указывает здесь на армию обороны. צבא הגנה также имеет числовое значение ציון).

Как уже объяснялось, уподобление клипе важно прежде всего потому, что важно правильно видеть то, что стоит перед нашими глазами, и требуется определить, что реальность – это не просто смесь добра и зла, что тогда, возможно, было бы уместно сделать основной акцент на усилении и укреплении добра (как учит учение хасидизма "уйди от зла [посредством того, что] и делай добро"), но есть здесь реальность зла, которая имеет самостоятельное существование, и которое требуется сокрушить, и только таким образом можно достичь сокрытого блага. Хотя из такого уподобления видно, что очень даже возможно, что такое сокрушение прийдет именно снаружи, от того, кто не погружен целиком в существование, которое создалось здесь, поскольку сам плод не имеет силы сломать скорлупу. Как понятно, что в этом духе следует добавить, что тот, кто прийдет извне, должен удостоиться сначала способности установить коммуникацию и "телепатию" с плодом, который находится внутри, чтобы не уничтожить плод вместе с клипой, и, в сущности, будет верно сказать, что только силой способности "услышать" мучение плода и его крик, пробуждается тот, кто находится извне, чтобы прийти и спасти его от его клипот.

(продолжение следует им ирце Гашем)


[1] "Это час бедствия для Йаакова, и в нем же его избавление." (Йирмийа 30, 7)

[2] "Г-сподь, милость Твоя навек, творения рук Твоих не покидай." (Тегилим 138, 8)

[3] "Спустилась я в сад ореховый" (Шир гаШирим 6, 11)

[4] благо

[5] Мн. число от "клипа"

[6] Клипойс - Букв. "Оболочки". Противоположность Святости

[7] Клипас нойгаh - Четвертая ("прозрачная") "оболочка" (в которой есть также и добро, в отличие от трех совершенно нечистых клипойс)

[8] Хохмо - Мудрость. Сфира "хохмо". см. Ов, хохмо. Введение в понятие см. Шиурим в книге Тания, гл. 3

[9] Ацилус - Мир Ацилус - мир "эманации", высший из четырех миров. Введение в понятие - см. Шиурим в книге Тания, гл. 2

[10] "Есть", "Отдельное существование"

[11] ересь. Отрицание Б-жественности

[12] Шмуэль Алеф, 8, 20

[13] гордость

[14] Йехидо - Высший уровень души; сущность души

[15] Самопожертвование

Запись опубликована в рубрике: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру