Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Для чего стоит изучать "пнимиют" Торы (каббалу и хасидут)?



Пнимиют Торы — даат

Пнимиют[1] Торы, это, в общем, аспект даат. Письменная Тора — аспект хохма. Устная Тора — аспект бина. Пнимиют Торы — аспект даат.

Также в Письменной Торе есть такое же соотношение: Пять книг Торы — аспект хохма,  Пророки —  бина, Писания — даат.

Пророчество Моше в Пятикнижии — это аспаклария меира (прозрачная перегородка[2]). Пророчество пророков — «непрозрачная перегородка». Писания — руах акодеш[3].

Основное различие между пророчеством и руах акодеш, что пророчество — это слово Вс-вышнего, приходящее сверху вниз. Руах акодеш приходит снизу вверх.

Руах акодеш — это раскрытие йехида в сознании (даат). Поэтому Раши пишет, что даат — это руах акодеш. Йехида — это выше, чем то, что получают Свыше. Поэтому говорится, что Мошиах будет выше, чем Моше в руах акодеш, и меньше его в пророчестве. По поводу пророчества сказано: «не встал больше подобный Моше», даже Мошиах будет меньше, чем Моше в пророчестве. Но в раскрытии йехида души Мошиах будет выше его.

(стр. 48 — 50)

Пнимиют Торы — Тора душ

Еще раз. Пнимиют Торы — это даат, а даат это всегда аспект руах акодеш. Руах акодеш — это не когда Вс-вышний говорит с тобой, это твоя душа говорит с тобой. Баал Шем Тов говорит: «душа человека научит его» и это относится к нишмета дэорайта[4]. В писаниях Аризаля говорится, что раскрытие йехида души бесконечно выше, чем раскрытие Элиягу. Когда Элиягу раскрывается праведникам — это раскрытие свыше. И поэтому Аризаль говорит, что раскрытие души самому человеку бесконечно выше. И это есть аспект руах акодеш. Ибо корень души в Эйн Соф[5], она «часть Б-га свыше действительно», и это выше, чем любая Тора, которая может раскрыться, и поэтому это есть источник истинного обновления в Торе

Таким образом, основная цель изучения пнимиют Торы — пробуждение души.

***

Интересно, что, когда открывают книгу Зоар, видят, что есть много раз и много мест — как в йенука в главе Болок или в Саба дэМишпотим и т.д. когда разные интересные люди участвуют в этом раскрытии, не только Рашби. Он, действительно, самый главный, но это не только он.

Еще одна интересная деталь: многие тайны Торы раскрываются в пути, когда мудрецы делают прогулку по Галилее, и вдруг раскрываются Небеса и открываются им тайны Торы.

Раскрытие Небес — это раскрытие сущности души. И так мы видим, что вдруг появляется какой-то ребенок или старик, и рассказывает тайны. Это основной кайф книги Зоар, что какие-то интересные души приходят и рассказывают тебе тайны.

Это один из признаков будущего избавления, что маленькие дети будут идти по улицам и говорить кабала и хасидут.

Хасидут и каббала есть истинное наследие души, и они — основное раскрытие и выражение души.

Основное проявление души еврея — это слова каббалы и хасидут, в большей степени, чем письменная Тора или устная Тора.

(там же стр. 51)

***

Истинная тайна пнимиют Торы принадлежит каждому. Более того, она принадлежит каждому также в смысле способности раскрывать в ней новые вещи, еще больше, чем в ниглэ[6], в галахе. Поэтому торат-а-сод  — это тайна каждого еврея. Это Тора души. Вся торат-а-сод — это Тора души, аспект «нишмат адам теламдену[7]» (там же стр. 52)

Основная цель изучения пнимиют Торы — пробудить сердце человека искать Б-га

Основная цель, ради которой следует заниматься пнимиют Торы, которая называется также нистар[8] и нишмета дэорайта[9] — пробудить дриша[10] в сердце еврея, осветить его и оживить его (и также служение дриша приводит его прилепиться к нишмета дэорайта больше и больше — лишмо[11] действительно)

В этом смысл каббалы. Без этого предварительного условия изучение каббалы и хасидут ровным счетом ничего не стоит, это совершенно мимо цели. Тот, кто учит каббалу ради знания, чтобы стать знатоком каббалы — просто жаль. Лучше бы ему учить ниглэ[12]. Также ниглэ нужно учить, чтобы исполнять, но даже если он учит ради знания, он все же исполняет заповедь, заповедь знания Торы. Но тот, кто учит каббалу ради знания — это вообще не оно. Вся идея каббалы — только для того, чтобы пробудить сердце искать и требовать Б-га, созерцать Б-жественность и искать Б-га.

(там же 56)

***

Изучение каббалы, итбоненут и высшая тшува это одно и то же. Если это не одно и то же — это означает, что итбоненут происходит не так как надо (стр 59)



[1] Пнимиют Торы, или «внутренняя», сокровенная Тора, или Тайное учение, или каббала и хасидизм — в принципе, синонимы.

[2] Другими словами, Моше как будто бы «видел» Высшие миры через «прозрачную перегородку», т.е., стекло. А пророки смотрели через «непрозрачную перегородку», зеркало, т.е., видели «отражение». Что это в точности значит, я не знаю (прим. переводчика)

[3] Святой дух

[4] «Душа Торы» (арам.), т.е., тайное учение

[5] «Бесконечный». Обратите внимание, что не «Свет Бесконечного», а «Бесконечный», т.е., Сущность (прим. переводчика)

[6] Раскрытая Тора

[7] «Душа человека учит его»

[8] Сокрытая Тора

[9] Душа Торы

[10] Дриша означает искать, требовать

[11] Во имя Торы и во имя Вс-вышнего

[12] Открытая Тора