Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Двести сорок восемь букв

Для чего мы приходим в этот мир? Для того, чтобы исправить грехи предыдущих гилгулим, как об этом говорится в каббалистической литературе? Или для того, чтобы исправить тело и животную душу, как Алтер Ребе обьясняет в Тании? Или же — для того, чтобы принести пользу народу Израиля? Рав Гинзбург рассматривает этот вопрос в несколько неожиданном ракурсе. Если ты — «новая душа» (как Баал Шем Тов), говорит рав, то понятно, что ты пришел в мир не ради себя, а ради всего народа. Но что же, если у тебя «обычная», не «сверхновая» душа? У рава есть хорошие новости. Веди себя так, как будто бы у тебя «сверхновая» душа. Думай о своем шлихут в мире. Исправление? Исправление произойдет само по себе…
В каббале есть три понятия, точка-сфира-парцуф, которые в известном смысле параллельны понятиям точка-линия-плоскость. Далее используются только понятия точки и парцуф, как описание душевных состояний. Поэтому нам требуется дополнить и объяснить, что означает состояние сфира или линия в служении. У точки нет измерений, и в душе это характеризует самую низкую ступень в катнут[2], то, что называется «формально исполнить свою обязанность», как мы далее объясним. Сфира уже включает в себя десять сфирот, но подобно линии это только одно измерение, и также душевное состояние сфира отражает одномерное отношение к действительности, отношение, в котором отсутствует иткалелут. Последний, наиболее совершенный вариант, это парцуф, плоскость. Плоскость уже имеет два измерения, и как только у меня есть два измерения, у меня уже есть бесконечное число измерений (по сути, нет разницы в добавлении дополнительных измерений более чем два, как объясняется в математике). В душе это означает состояние гадлут — многомерное отношение к действительности. В каббале объясняется переход от сфира к парцуф как переход от десяти сфирот к цельному человеку, включающему в себя 613 аспектов, 248 органов и 365 жил.