Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Сила и радость

בס»ד

Правильное душевное отношение к борьбе, которая нам уготована, основывается на поведении самого Вс-вышнего – плач в сокрытии, во внутренних комнатах души, в то время как в раскрытии, в отношении к реальности, есть лишь сила и радость. Только таким образом, когда горе и волнение за судьбу народа заставляют действовать, но сила и радость освобождают от удушающих объятий действительности, мы сможем оторваться от угрожающих нам клипот[2], и предложить новые решения, основанные на тайнах Торы.

«Время несчастья это для Яакова – и из него спасется[3]«. В эти дни, дни горя, в связи с гзейра[4] «hитнаткута», нужно задуматься о самом несчастье, и об острой боли, которую оно вызывает. Именно из этого – «из нее» – произрастет спасение.

Самое глубокое и внутреннее горе и боль – это та, о которой сам Вс-вышний говорит «бамисторим тивке нафши мипней гейво, ведомойа сидма весейрейд эйни димъо, Ки нишбо эйдер Гавайе[5]«. Это плач о потерянной гордости Израиля и их гордости в Торе, «из-за гордости Израиля, которая была отнята от них и отдана народам мира[6]«, и слезы о том, что стадо Вс-вышнего пленено чуждыми испорченными взглядами, ассимилянтской культурой (и само собой, оно сообщает гордость и силу народам мира[7]). Этот плач затрагивает самые основы «времени горечи», глубокие корни искривлений, проявляющихся в реальности. Однако, Хазал учат, что эта огромная горесть существует лишь во «внутренних комнатах[8]«, в глубине и сокрытии, у Вс-вышнего, но во «внешних комнатах» – торжествуют «Ойз вехэдво бимкоймой[9]«. Так же и мы, поскольку нам заповедано уподобиться Ему, благословен Он[10], острое ощущение боли и горечи не должно мешать силе и радости, которые должны властвовать в душе еврея во всякое время, и особенно – во «время несчастья», когда сила и радость должны стать источниками силы и мощи в борьбе за исправление реальности.

Как возможно в дни горя и заботы – дни «время несчастья» как результата гзейры hитнаткута – действовать с радостью? Откуда черпать силы? Этот вопрос заостряется еще больше, поскольку сила и радость требуются нам именно для того, чтобы бороться с hитнаткутом, источником горя и заботы. Иногда говорят о душевном равновесии – между радостью от позитивных аспектов и горем от негативных аспектов — но совершенно ясно, что горе усилится, как только мы обратимся к тому, чтобы бороться с горечью жизни и ее гневом. Но здесь от нас требуются сила и радость совершенно иного рода. Не сила и радость вопреки горю, или уравновешенные им, но такие, которые соприкасаются с самим источником горя, и вместе с этим сохраняют свою мощь.

Это совмещение противоречий существует у Вс-вышнего, когда страшное внутреннее горе (во «внутренних комнатах») не ослабляет силу и мощь в управлении мира. Ибо Вс-вышний всемогущ, и кто скажет Ему, «что ты должен делать», и само собой, вместе со всем внутренним сопереживанием Он не подчинен горю и его причинам. Более того, внутренняя причина, «заставляющая» Вс-вышнего вмешиваться в реальность, и управлять ей – со всей «силой и мощью», — это именно горесть – т.е., сопереживание и взволнованность положением его детей, которые являются источником «заинтересованности» и «вмешательства» в Творение (и также его первопричиной).

Есть горесть, происходящая из ощущения собственного «я» человека, от того, что он чувствует свои горести и свое удаление от Вс-вышнего. Это плач о своей личной боли, о том, что это страшное положение затрагивает меня, и угрожает мне (или физически или имущественно, прямо или косвенно, или тем, что это разрушает дело всей моей жизни и мой духовный мир). Однако, именно об этом внутреннем чувстве объяснял наш учитель Баал Шем Тов посук «им йисосейр иш бемисторим ваани лой эръэну неум Гавайе[11]«: «если спрячется человек в сокрытии, и я» – если человек оставляет собственный йешус[12], свое «я» внутри себя, тогда «не увижу его, говорит Вс-вышний», если «сокроется человек в сокрытии и я не» – если человек убирает свое «я» внутри себя, только тогда «увижу его, говорит Вс-вышний». Так, мы стремимся к горечи «бамисторим тивке нафши мипней гейво», к плачу о создавшемся положении – всего народа – без примеси личного горя человека, как лично униженного или пострадавшего.

С таким общим чувством горести, очищенном от всякой примеси личной меланхолии, радость однозначно способна соединиться. Нормальное состояние человека, освобожденного от оков действительности и ее горя – это радость, и он полон сил, чтобы воздействовать на действительность совершенно свободно и раскованно. Тогда внутренний плач о ситуации в реальности – это лишь внутреннее ядро, которое позволяющее ощутить, как велик кризис, и заставляющее раскрывать полные и благие решения Торы для кризисов реальности – «не передают слова Торы, но лишь тому, что сердце беспокойно внутри него[13]«. Само углубление в «время горя», без того, чтобы быть порабощенным им в действительности (и одно связано с другим, ибо только тогда возможно взглянуть на горе ясным взглядом, не отупленным и не скованным отчаянием и меланхолией) — само приводит спасение – «и из него спасется». Это углубление в горе также заставляет действовать, и потому оно является источником радостного и активного действия, преисполненного «мощью и радостью»: мощь и наглость святости, стоять против реальности клипот, нагло топчущих все святое. И радость – радость битвы, вместе с радостью творения – найти истинную альтернативу, другое управление реальностью.

«Узник не может освободить себя сам из тюрьмы[14]«. Только оторвав свое личное «я» от горя, можно на самом деле освободиться от оков действительности. «Пленено стадо Вс-вышнего» – в чужой гойской культуре – культуре ассимиляции, властвующей над всем режимом в земле Израиля, начиная от общего духа, отражающегося в СМИ, через суды, и заканчивая властью в кнесете и правительстве и извращенных «моральных кодов», которыми руководствуется армия. Мы не хотим, не дай Б-г, оторваться от «стада Вс-вышнего», но, для того, чтобы искупить его из плена, приблизить его и возвысить его снова к «гордости Израиля» (не отказываясь при этом ни от одного человека в «стаде Вс-вышнего», «иш лой нээдор[15]«), мы должны оторвать от себя узы (мойсройс) чуждой культуры и ее извращенной морали (мусар) (как говорится в продолжение посука «эйс цоро hи леЯаков умимено йивошеа» – «умойсройсехо анатейк[16]«). Мы должны оторваться от участия на «поле», где «правила игры» не признают высший авторитет Торы Израиля. Мы должны отказаться исполнять приказы плененного стада, несущегося к своей гибели. Это есть «отрыв» в Святости – и это есть истинный еврейский ответ на гзейру «hитнаткут» (в аспекте «ки мимену» [от самого врага и преследователя] мы возьмем, чтобы служить Вс-вышнему[17]). Только тогда мы станем настоящими посланниками, способными избавить народ – посланниками, трезво осознающими проблемы, свободными от них, и способными действовать решительно и радостно для их исправления.

Действительно, все это – способность возвыситься над личным горем, чувство, что в наших руках находится настоящее решение и готовность освободиться от существующей структуры им предложить с силой и радостью другое решение – это пути действия Мошиаха. Это путь действий праведников, лишенных личных интересов, приходящих, чтобы исправить мир, посылаемых Вс-вышним с вестью спасения и милосердия, с силой и радостью. Но ясно нам, что «и народ твой – все праведники» – и только так – «вовеки унаследуют землю[18]«.


[1] «Куми Ори», стр. 21

[2] Букв. «оболочки». Аспекты, противоположные Святости.

[3] Эта статья основана на выступлении рава Гинзбурга на собрании «Кто за Вс-вышнего – за мной», собранного по инициативе активистов движения Хабад в Биньяней а-Ума в адар-алеф 5765. Идея статьи – представление правильной душевной позиции в нашей деятельности – позиция радости, отличающей того, кто действует с целью оторваться от клипот в окружающей действительности, сохраняя при этом взволнованность судьбой народа в целом. Понятно, что это выступление – лишь общее направление, для различных видов борьбы, которые предстоят нам. Центральная идея этой статьи требует более широкого и глубокого рассмотрения, и серия уроков, занимающихся тематикой этой статьи, была записана полностью в статье «время несчастья» (и в приложении к ней: «сила и радость») в книге «И из нее спасется».

[4] Букв. «указ», «декрет», «закон». Антисемитский указ или декрет. Также: указ, декрет, постановление Свыше (напр. «гзейра это от Меня, так поднялось в Воле Моей»)

[5] «Будет душа моя плакать втайне из-за гордости (вашей); и слезы прольются из глаз моих, и глаза мои изойдут слезами, потому что взято (будет) в плен стадо Г-сподне» (Йирмийа 13, 17)

[6] Хагига 5, 2

[7] И см. לקו»מ א

[8] Это простой смысл тго, что говорится там в Геморе, и так объясняет Раши, и так же обычно объясняется в хасидизме.

[9] «Сила и радость в обители Его.» (Диврей гаЙамим Алеф 16, 27)

[10] Дварим 8, 6 (и еще). Книга Заповедей Рамбама, заповедь «делай» 8 (и объясняется заповедь в законах об образе жизни)

[11] «Если спрячется человек в тайнике, то разве Я его не увижу? – сказал Г-сподь» (Йирмийа 23, 24)

[12] «Есть», «Отдельное существование»

[13] Хагига 13, 1

[14] Брахот 5, 2

[15] «Никто не скроется» (Йешайа 40, 26)

[16] «И разорву Я узы твои» (Йирмийа 30, 8)

[17] Шмот 10, 26

[18] Йешая 60, 21