Оцар а-нефеш

Из уроков рава Ицхака Гинзбурга по психологии и морали
5771
Гл. Экев
"Оцар а-нефеш" - запись уроков рава Ицхака Гинзбурга, обработанная и отредактированная р. Одед Мизрахи (Рховот) В этом году начала выходить также одноименная листовка, некоторые выдержки из которой также приводятся в данном разделе.
Любовь – это свет, проявляющий все способности или душевные силы из потенциала к раскрытию, и что без любви ничего не реализуется, и наоборот – все способности или душевные силы сжимаются все больше и больше. Кроме того, что любовь раскрывает способности или сокрытые силы, растит и развивает их, она также исправляет их. Практически, все тринадцать видов любви – это исправление сил души человека. И еще – все связи между человеком и его творцом, и обратно, между человеком и его учителем, супругой (м), другом, и обратно, как будет видно из продолжения статьи – построены на любви, и без любви невозможна никакая связь – передача информации между одним и другим.
Есть нечто в этом уроке рава, не сводящееся к «каббалистическому пшату» исправления характера. Это не урок о том, как исправить характер. Рав Шагар говорил, что «Тора — это язык». «Язык» этого урока — история Давида, история Надава и Авиу. Однако, что рав хочет нам сказать этим уроком? На какой незаданный вопрос рав пытается здесь ответить? Далее мои нестрогие рассуждения… Есть ли опасность в изучении хасидизма? Почему с самого начала и до сего дня есть такое противодействие изучению хасидизма в общем, хасидизма Хабад в частности, и учению рава (и самому раву) в особенности? Чтобы понять, что такое хасидизм, следует для начала понять, в чем опасность хасидизма. Почему предшествующие попытки привести Мошиаха не увенчались успехом? Какие ошибки предшествующего поколения пришел исправить Баал Шем Тов? Какие ошибки «седьмого поколения» пришел исправить сам рав? Ответ я нашел сравнительно недавно в одной статье Гершона Шолема (я не уверен, что хочу давать ссылку)… Потом, правда, оказалось, что это понятие встречается также у Алтер Ребе в Тора Ор. Хасидизм — это «Торат аАцилут», раскрытие энергии мира «Ацилут» в материальности. Хасидут — это «возьмите огонь из бездны». Ацилут — «зона высокого напряжения». Энергии Ацилут могут быть опасны для человека, не очистившего свою душу перед тем, как начать подниматься. «Кто поднимется на гору Вс-вышнего — тот, чьи ладони чисты и сердце его чисто». «Торат аАцилут» - это учение Ребе в общем (хотя, по большому счету, Ребе остается на ступени «буквы бет» как основы), и учение рава в особенности (мое личное предположение, что вся суть учения рава — это Торат аАцилут, Тора Мошиаха). «Основной вопрос» хасидизма Баал Шем Това — можно ли привлечь бесконечный Б-жественный свет в мир, и при этом остаться в живых? Это, как мне представляется, тот вопрос, на который рав отвечает этим (и многими другими) уроками. Рав — «восьмое поколение». «Седьмое поколение» пыталось привести Мошиаха. И эта попытка не увенчалась успехом. Ребе ушел, и «тьма покрыла землю». Рав приходит, чтобы ответить на вопрос, почему попытка Ребе привести Мошиаха не увенчалась успехом. Подобно тому, как учение хасидизма Баал Шем Това отвечает на вопрос, почему попытка его предшественника Шабтая Цви и его современника Франка привести Мошиаха не увенчалась успехом — так и рав, в сущности, отвечает на подобный вопрос: почему попытка Ребе привести Мошиаха не увенчалась успехом? Что нужно сделать, чтобы привести Мошиаха сегодня? «Машаль» (пример) Давида и Надава и Авиу — это попытка ответить на вопрос, как «войти» в мир Ацилут, как привести Ацилут на землю, и при этом не сгореть самому, и не сжечь других. И сыновья Аарона, и Давид имеют дело с Арон аКодеш, ковчегом Завета. Давид удостаивается царской короны, а Надав и Авиу погибают. Почему? В Ковчеге Завета, в Святая святых раскрывается свет Ацилут, и еще выше, чем Ацилут, вплоть до Ацмут («Сущноти») и нимна а-нимнаот («возможности невозможного», как объясняется в хасидут Хабад. Бесконечная энергия требует от человека сверхпроводимости, битуль бимциют (полного самоустранения). Если нет битуль бимциют - он просто сгорает, его сжигает этот свет. Надав и Авиу, у которых был некоторый йешут (учили алаху перед учителем и т.д.) просто сгорели от контакта со Святая Святых. Моше говорит Аарону после их смерти: «они праведнее меня и тебя». Надав и Авиу были праведниками, и умерли как праведники. Однако, их праведности недостаточно, чтобы войти в Святая Святых, войти в Торат аАцилут. Давид уже знает, что контакт с Арон аКодеш может быть смертельно опасен (история Узии) - сознательно унижает себя перед Вс-вышним, и таким образом становится сосудом для этого бесконечного света. Почему Ребе с такой обсессивностью говорил "Ребе мой тесть", почему Ребе был резко против того, чтобы «искали кто Мошиах»? Потому что Ребе это Ацилут. Ацилут это или тебя вообще нет, или ты сгораешь, как спичка. ("Умные" хасиды, решившие "сломать волну" привели к тому, к чему это не могло не привести). Хорошо, и где же ответ? Ответ — в этом уроке. Ответ — чтобы войти в Святая Святых, требуется «унизить» себя. Требуется быть «шафель беэмет» (истинно униженным и смиренным) как говорил р. Менделе из Витебска. Именно поэтому битуль и шифлут — это основа основ хасидизма Баал Шем Това вообще, и именно поэтому Ребе требовал битуль, и именно поэтому рав так много говорит о шифлут. Собственно, известно то, что рав говорит в закрытых беседах по поводу хасидов Хабада. «У них нет шифлут». Седьмое поколение (по разным причинам) отказалось, по сути, от служения «шифлут». Поэтому, по версии рава (как я ее понимаю), они так и не стали «поколением Мошиаха». Может ли наше поколение стать поколением Мошиаха? Да. При условии, что мы сможем найти в своей души истинный шифлут. Стать «шафель беэмет». В Ацилут нет мциют (реальности) в привычном нам смысле. Ацилут - это "квантовая физика". Поэтому единственный сосуд для Ацилут - это битуль и шифлут и кабалат ол, как рав объяснял на последнем уроке (ЛаГ БаОмер 5778), что шифлут это кабалат ол
Гнев — это настоящее идолопоклонство, полная противоположность иудаизму. Кто такой еврей? Хазаль говорят, что еврей - это тот, кто отрицает идолопоклонство. Во всех дурных качествах характера есть только одно, которое Хазаль уподобляют идолопоклонству — это гнев. Слово кофер (отрицать [идолопоклонство]) означает также лехапер, т.е., умиротворять, как в стихе «ахапра панав[2]». Отсюда можно толковать слова Хазал: «кто еврей - тот кто отрицает (кофер) идолопоклонство» — что у еврея есть сила умиротворить, т.е., смягчить, унизить йецер гнева, и тем самым исправить его. Это есть определение еврея. Если человек неспособен смягчить свой гнев, быть кофер баавода зара — он не достоин называться евреем.
В одном городе был такой обычай, что после молитвы Шахарит в субботу, семь "лучших людей города" шли вместе с раввином, чтобы смотреть, что нужно сделать в вопросах благотворительности в их городе. В одну из суббот они сделали подсчет, и пришли к выводу, что расходы превышают доходы, и нет другого выхода, кроме как сократить расходы.


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .