Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Кто виноват?

בס»ד

После произошедшего разрушения {поселений Гуш Катифа}, несмотря на все сопротивление против него, естественным образом возникает вопрос: кто виноват? Этот вопрос важен, когда приходят, чтобы делать хешбон нефеш[1], но ответ на этот вопрос очень сложен, и в особенности потому, что первое движение – взвалить вину на другого, на тех, кто действовали против нас, или тех из нашего собственного лагеря, которые действовали способом, который кажется нам ложным и неизбежно ведущим к поражению. Возложение вины на другого – это не полезный хешбон нефеш, как понятно. С другой стороны – так же как бить в грудь другого человека это не достаточный хешбон нефеш, подобно этому не обращать внимания на его вину или ошибку – это не путь, который может привести исправление. Поэтому требуется широкое исследование факторов, приведших к тому, что произошло, а не обозначение только одного виновного.

И действительно, в общем, можно обозначить шесть кругов вины – вокруг центральной точки, взять на себя личную ответственность – один внутри другого:

Первая мысль, которая приходит в голову – это то, что гоим виноваты. Начиная от врагов Израиля, которые воюют с нами практически, и прилагают все политические усилия, чтобы нажимать на нас, принизить нас и подвергнуть опасности наше существование. Через все мировые структуры, находящие свое выражение в ООН, которая в облачении «морали» приводит к тому, что мы все время продолжаем отступать и защищаться. И заканчивая тем, кого мы всегда пытаемся представить как «нашего большого друга» – США. Совместный нажим этих трех факторов, по мнению многих, это самая основная и ощутимая причина для разрушения и бегства.

Однако, гоим не действуют в вакууме, и они не действуют в одиночестве. Их способность поражать еврейский народ и давить на него, в материальности и в духовности, проистекает из определенных факторов внутри еврейского народа. Левые, старающиеся объяснить всему миру, насколько наш, якобы-захват (территорий нашей страны, обещанной нам Творцом мира!) «аморален», и предлагающие постоянно планы отступления и сдачи, при этом они сами вызывают международное давление на нас, для того, чтобы реализовать планы, которые они не способны реализовать самостоятельно, посредством пропаганды среди еврейского народа. Эти факторы в левом лагере, архитекторы всех «комиссий по установлению мира» и «мирных соглашений», которые не успокаиваются ни на минуту и не прекращают своей деятельности – явной или скрытой – направленной на «вхождение еврейского народа в семью народов», и разделение Страны, не дай Б-г. Если так – то левые – архитекторы всех сдач и отступлений – виновны в разрушении.

Однако, также здесь возможно различить более внутренний круг виновных. Те, кто дают силы этим деятелям левого лагеря – это люди из правых партий – светские национальные партии – которые дают легитимацию позиции левых. Когда они соглашаются, наполовину, на треть или на четверть, с логикой «моральности» и «практичности» в планах левых, тем самым они прокладывают путь для исполнения этих планов – и те, кто исполняет эти планы на практике – это обязательно люди правого лагеря, действующие в Кнессете и в правительстве. Если так – то Кнессет и правительство виновны в том, что произошло (и Кнессет и правительство состоят из слоев «большинства», идентифицирующего себя с национальными партиями).

Однако, у всех виновных, перечисленных до сих пор, нет никакой связи с Торой и заповедями, и само собой понятно, что истинная сила Торы отсутствует у них. Более внутренний круг виновных, дающий силы более внешним кругам, которые были упомянуты, это религиозно-национальные партии, и раввины, стоящие во главе их. Дарование религиозной и моральной легитимации государству Израиль, Кнессету, правительству и армии, это то, что дает возможность им действовать так, как они считают нужным. Тот, что освящает «систему», прославляет абсолютное и равное сотрудничество между частями народа, и придает тем самым равную законную и моральную силу аргументам соблюдающих Тору и заповеди, и аргументам тех, кто совершенно далеки от этого – тот виновен в деградации страны, и он дает силы властям растоптать все доброе, что еще есть. Тот, кто обнимает тех, кто пришли изгнать его, во имя единства и национализма, виновен в самом изгнании.

Еще в более внутреннем круге, на первый взгляд, совершенно далеком от того, чтобы разделять в мировоззрения, освящающие национализм даже в его светско-географическом виде, находятся ортодоксальные партии, и «совет гдолей аТора», который управляет ими. Однако, ясно, что также они дают силы всем творцам разрушения. Если кто-то сошел с ума, и решил, что властные структуры имеют приоритет перед законами Торы – мы можем считать его «ребенком, попавшим в плен». Но мудрецы Торы, «харейдим», не имеют права увильнуть от выражения чистого и истинного мнения Торы во всех общественных делах. В этом плане – ортодоксальные партии – которые вошли в правительство-разрушения (ясно сознавая, что этим они поддерживают план разрушения, и даже после того, как религиозно-национальные партии вышли, с большим запозданием, из правительства!) и только протестовали против действий правительства, и также это – слабо и в полголоса – они виновны в разрушении. Нежелание участвовать в вопросах, касающихся всего народа, и то, что не было громко и ясно выражено мнение Торы – дает легитимацию более широким кругам задумать разрушение, реализовать его, или участвовать в нем.

Из всего религиозного общества должна была выделиться одна группа, отличная от других, ибо тот, кто стоит во главе нее – со всей твердостью выражал точку зрения Торы (по всем актуальным вопросам, и в особенности –) в вопросах целостности земли Израиля – хасиды Хабада. Хасиды Хабада должны действовать, как Солдаты Дома Давида (как известно, что так назвал Ребе Рашаб хасидов Хабада после основания ешивы Тоймхей Тмимим), которые ведут войны Вс-вышнего и побеждают. И вот, не только, что официальный Хабадский «истеблишмент» – во главе с его общественными деятелями и раввинами – не занимался с достаточным пылом этой войной, но в целом – он удалился от того, чтобы участвовать в этой борьбе, и во многих случаях было видно, что он также «ставит подножку» частным инициативам в этой области, и охлаждает общественность, которая стремилась действовать. Интересы, исказившие мнение ортодоксальных партий, не прошли мимо хабадского истеблишмента. Поражение в борьбе должно привести каждого хасида Хабада почувствовать, что «я разочаровал Ребе», разочарование Главы поколения, который самым ясным образом и публично высказывал точку зрения Торы, тем, что я не действовал достаточно, и тем, что я дал посторонним интересам отвлечь меня. И также здесь вина падает на тех, находящихся в этом внутреннем круге, кто споткнулся в момент истины – отсутствие деятельности тех, кто был способен бороться и протестовать, и не делает это как нужно – он дает силы тем, кто «кошеруют» разрушение, тем, кто исполняет это, тем, кто задумал это и т.д.

И центре – внутри всех этих кругов – стоит сам человек, который делает внутренний самоотчет, и спрашивает «кто виноват». После того, как вина распространилась, снаружи внутрь, ко многим различным факторам, человек приходит к себе самому. Каждый должен спросить себя – а что же со мной? Виноват ли я? На первый взгляд, тот, кто дошел в этом детальном самоотчете до этой точки – он находится в совершенно ином состоянии – он точно знает точку зрения Торы, и скорее всего, он пытался говорить об этом публично, и бороться любым способом, который казался ему возможным и полезным. Он может сказать, что внешние круги победили его, или заставили его споткнуться, но в его собственном поведении, насколько он понимает истинное мнение Торы – нет никакого изъяна. Если бы все вели себя как он – борьба бы закончилась победой. И тем не менее, человек должен чувствовать, что «я виноват!». И почему же?

Ребе сказал, что для того, чтобы привести Мошиаха, нужны «упорные», которые будут действовать так, чтобы это был «свет мира хаоса, но в сосудах мира исправления». Даже тот, кто действовал верно в соответствии с его собственным пониманием, и его понимание не искажено в кругах греха, участием или бездействием, должен чувствовать, что не достиг своей деятельностью «света мира хаоса». Я виноват, поскольку действовал в соответствии с сосудами, которые были в моем распоряжении – самым правильным и верным образом, по моему пониманию – но я не смог выйти за рамки моих исправленных возможностей, и привлечь энергию хаоса в борьбу. Рассказывают про делегацию еврейских просителей, которые были великими людьми в Торе, и пошли однажды, чтобы отменить декрет гоим. Когда они вернулись с пустыми руками, спросил у них один из праведников – «вы упали в обморок?» Когда ответили, что нет, сказал им, что поэтому они не преуспели. Те деятели действовали в соответствии с их возможностями, теми средствами, которые находились в их распоряжении, высказывая ясное мнение Торы и даже подвергая себя опасности. Но – они не упали в обморок, они не дошли до полного самоотречения, и поэтому они потерпели поражение. Я виноват, поскольку не достиг в своей деятельности «бехол меойдехо[2]» – я не привлек в «сосуды тикун» борьбы свет мира хаоса.

Цель всякого процесса поиска виновных – это как раз это чувство, что «я виноват», которое должно произвести внутри человека внутренний сдвиг. Без внутреннего истинного шока, не будет настоящего изменения в борьбе, и реальность останется такой, как она есть. Очерчивание шести кругов вины – это движение «роцой[3]«, когда человек возвышается над внешней реальностью и отрывается от нее. Всякое определение виновных приводит к тому, чтобы оторваться от них, к тому, что человек больше не будет надеяться на них, и попробует достичь более глубокого и внутреннего изменения. В конце этого процесса, когда человек остается оторванным от внешних обстоятельств одиноким, он понимает, что он должен оторваться также от себя самого – он должен оставить стереотипы действий своего «я», и подняться, чтобы черпать силы из «аин[4]«, для мессианской деятельности совершенно иного масштаба.

Тогда, когда «роцой» достигает своей высшей ступени, должен начаться процесс «шойв[5]«. Свет хаоса, к которому поднялся человек, он должен снова привлечь в сосуды тикун[6] – в расширяющиеся круги внутри реальности. Подъем и отрыв от шести кругов вины – подобен опдъему от шести дней будней к царице-субботе (тайны сфиры малхут, «средней точке», «святой храм в середине»), при этом снимают все будничные одежды и отрываются от них. В будни занимаются работой бойрер из Торы (запрещенной в субботу), вынимают негодное из годного, «бирур бедерех ойр хойзер», как это называется на языке каббалы и хасидизма – и при этом поднимаются, отдаляются и отрываются от всякого псойлес. Внутренний хешбон нефеш, приводящий человека к потрясению и уничтожению его предшествующей сущности, это тайна субботы, буквы тошов, язык тшувы, как известно (тайна «шабос шуво» – «и вернешься до Вс-вышнего, Б-га твоего»). В субботу разрешено только вынимать пригодное в пищу из непригодного – «бирур бедерех ойр йошор» – когда человек должен вынуть себя из всех преград и препятсвий, и привести лучшее в нем к полному и мощному раскрытию. Ибо «от нее благословляются все дни» – шесть дней будней, которые после субботы, должны отличаться субботним способом бирур и тикун, путем «шойв». Все круги реальности должны измениться и благословиться от внутренней работы сущностного сдвига и притяжения «света хаоса» – с энергией хаоса следует соединиться со всеми кругами и привести их в движение, друг за другом, правильным образом.

Тогда перевернется вся реальность: энергии хаоса приведут в движение «солдат дома Давида» в правильном направлении, со всей их мощью, и в образцовом порядке. Как результат – ортодоксальное общество в целом перейдет к «наступлению» в распространении Торы и влиянии на окружающий мир, и само собой, разум великих людей Торы повернется, чтобы вмешиваться в реальность и указывать путь. Тогда, когда центр деятельности придет изнутри – из мира Торы – религиозно-национальный лагерь не будет чувствовать больше необходимости соединяться с внешними кругами, для того, чтобы воздействовать на реальность. Напротив, национальное чувство и общественные силы действия религиозных приведут к созданию настоящей еврейской власти. Как результат, «правый» лагерь, народ, обнаружит истинное моральное еврейское руководство, и пойдет за ним. Когда партии «левых» обнаружат новую моральную и практическую силу, сильную и влиятельную в воздействии на реальность, они согнутся перед ней (вплоть до того, что скорее всего, сами левые возьмутся воплощать в жизнь, последовательно, идеи и операции правого лагеря). Тогда также народы мира ответят против своей воли омейн за еврейским народом, сильным и твердым, и также будут помогать ему в его добром пути, идущем на благо всему миру.

Все эти шесть кругов находятся после цимцум, внутри правил, представляющих собой общую структуру, которую установил Вс-вышний для всего Творения. Однако, внутренняя самоидентификация самого человека, который стоит и обозревает все круги, которые вокруг него – находится перед цимцум. Человек чувствует, что он не подчинен правилам творения, он не только работник внутри этой системы, но он – тот, кто обозревает ее сверху, с точки зрения первоначальных целей творения. Корень «Ани» здесь в «махшевет кадмон» (про которую сказано «иш лой нээдор», и поэтому человек способен найти в ней себя и идентифицировать себя с этой ступенью) – в том месте, где Вс-вышний «измерил внутри себя в потенциале все, что будет сделано практически». В этой мысли, где все возможности реальны, и возможно начертать все так, как это действует исправленным образом, человек способен ощутить, что он знает, как должно действовать творение, и что он имеет право обвинить всех окружающих него в том, что они отклоняются от первичного Б-жественного плана, описывающего все мироздание (однако, это внешнее переживание этой ступени – как хицойниюс бино-махшово, от которой «пробуждаются суды» – и после этого критического предположения, вывод, требующий изменения на этой ступени – он также внутренний, и достаточно постигающему). Однако, в действительности, именно на этой ступени должно произойти самое глубокое изменение — … внутренний шок в ощущении «я виноват» должен оторвать человека от его спокойного места, где он обозревает все, и правильно постигает реальность, и знает, куда она должна направляться. Он должен придать ему мощные силы Хаоса, бесконечную мощь для исполнения воли Вс-вышнего в Его творении. Только так, с этими огромными силами, возможно пробиться от мысли, обозревающей все существующее, и соединиться со всеми действующими в ней силами, и поднять мир – который в процессе цимцума и творения «остыл» и «сошел с пути» – вернуться к пути нахождения Вс-вышнего в нижних. Шок, приводящий к внутреннему мощному стремлению действовать, чтобы воцарить Вс-вышнего в мире, должен соединиться со всеми кругами, и действовать в реальности в сосудах тикун – «исправить мир в царстве Ша-Да-Й»!

(из урока на английском языке для женщин Хабада 15 элула 5765 – бейт тувей hаир. Йерушалаим)


[1] Счет души

[2] «Всем достоянием твоим» (Воэсханан 6, 5)

[3] Движение «вверх»

[4] «Ничто»

[5] Движение «вниз». См. также роцой

[6] Тикун — Исправление. Мир Тикун