Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Рав Ицхак Гинзбург. Отойти от ослицы!

בס»ד

В нашей борьбе с существующим режимом, «наша сила — лишь в устах наших» — мы не поддерживаем насильственных действий, не дай Б-г, мы лишь ясно произносим истину. Однако, когда позволяют себе получать пользу — уже нет силы в устах против источника удовольствия, и невозможно обойтись без насильственных действий. Поэтому, чтобы сохранить силу уст, мы должны остерегаться, не получать пользы от режима, с которым мы боремся.

Тора[2] рассказывает, как нечестивый пророк Бильам откликнулся на просьбу Балака, царя Моавского, и пошел с вельможами Моава, чтобы проклясть Израиль. Бильам выходит в путь вопреки воле Вс-вышнего, и поэтому ангел с обнаженным мечом становится на его пути. Этот ангел не раскрывает себя Бильаму, лишь ослица видит его, и потому она сходит с пути, прижимает ногу Бильама к стене, и в конце концов ложится под ним. Бильам, разгневавшись, говорит ослице: «если бы был в руке моей меч, я бы убил тебя сейчас же[3]«. На это приводит Раши слова Хазал[4]: «большим позором было это ему в глазах вельмож [Моава]. Идет уничтожить целый народ силой своих уст, и нуждается в оружии, чтобы справиться с ослицей?!»

Слова Раши побуждают задать простой вопрос: Бильам действительно был великим пророком, и действительно был способен проклясть (вплоть до того, что мы учим[5], что если бы не то, что, вопреки законам мироздания, Вс-вышний не гневался все те дни на Израиль, то Бильам был бы способен раскрыть момент гнева Вс-вышнего на Израиль и преуспел бы в своем проклятии в тот момент, хас вешолом). Почему же, действительно, ему потребовался меч, чтобы убить свою ослицу, и он не способен был убить ее речением своих уст? Ответ на этот вопрос связан с характером отношений между Бильамом и его ослицей: из слов ослицы, обращенных к Бильаму, Хазал[6] учат, что Бильам скотоложествовал со своей ослицей (и хотя он пытался отрицать это вельможам, но пришла ослица и опозорила его своими словами). Выясняется, что поскольку Бильам был «продан» своей ослице — скотоложествовал с ней, и она служила ему источником наслаждения (низменного и позорного) — то в его устах уже не было никакой духовной силы в отношении ее. Наслажденческое порабощение Бильама перед его ослицей превратило его в духовного раба перед ней — в такой ситуации Бильам мог применить физическую силу против нее, но не мог действовать против нее как подобает человеку («медабер»), властвующему над окружающей действительностью силой своих уст. Более того: утратив силу своих уст перед ослицей, тем самым, в сущности, он сообщил ей силу уст — и ослица, которая как правило, отличается лишь своей физической силой, вдруг начала говорить.

Из этой истории есть важный урок также для нас: когда мы боремся с существующей в Святой Земле властью, осознавая, что путь, которым она идет, неверен и опасен, то мы должны сознавать, что «наша сила — лишь в устах наших»[7]. Мы не собираемся, не дай Б-г, восставать с мечом против представителей существующей власти, ведь мы — братья, и физическая война между евреями — это страшно и ужасно, и запрещено. Не дай Б-г нам «убивать» власть мечом[8]. Мы должны коренным образом изменить мировоззрение общества, и тем самым свергнуть существующий строй, совершенно противоречащий пути Торы, и установить новый строй — такое изменение может и должно произойти лишь силой истинной и ясной речи, сообщающей истину Торы. Однако, первое условие для того, чтобы сила нашей речи была способна воздействовать, это освобождение от наслажденческого подчинения власти. Грубо говоря, тот, кто «спит» с властью — теряет способность воздействовать на нее своей речью. Духовной приверженностью «флирту» с духом сионизма, проституированным наслаждением от всякого проявления благодарности и почета от системы, отрицающей Тору, и материальной выгодой получения бюджетов (служащих платой за молчание о кровопролитии, происходящем в Земле Израиля) — мы утрачиваем свою способность речи, и также отдаем ее самой «ослице» (позволяющей себе говорить от имени справедливости и морали, которые далеки от ее насильственной практики, как далек восток от запада). Чтобы воздействовать силой нашей речи на положение в Земле Израиля — и именно этим воспрепятствовать любому проявлению насилия, хас вешолом, — мы должны прекратить «спать с ослицей»!


[1] Из урока 5 тамуза.

[2] Бемидбар 22, 13-35

[3] Там же, стих 29

[4] Танхума, Балак, 9

[5] Брахот 7, 1

[6] Сангедрин 105, 2

[7] См. Танхума Бешалах 9 и Мехилта Бешалах 2

[8] См. также статью «От дома Шаула к дому Давида»