Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Комментарии рава Ицхака Гинзбурга к «Основам служения», ч. 1



Шифлут это качество Давида, царя Израиля, который жив и вечен, внутреннее содержание сфиры малхут со стороны святости. Шифлут происходит от сознания человека, насколько он далек от Вс-вышнего, и как это выражается в его мыслях, словах и делах, которые не направлены к Б-гу.

Главная цель в жизни — это исполнение Б-жественной миссии и шлихут, которая возложена на него в тот момент, когда его душа опустилась в самые глубины жилища клипот этого нижнего мира, ниже которого нет. Для того, чтобы исполнить этот шлихут, он должен полностью подчиниться силе мешалеах (Ребе, праведника), которая в нем (чтобы стать «посланник человека подобен ему самому», и тогда «можно быть уверенным, посланник исполнит свою миссию»). Когда он батель (подчинен и устранен) перед Вс-вышним, то все его мысли, слова и действия текут в Б-жественной природе (нвият эйн соф — как говорил наш учитель Баал Шем Тов) — и как же он далек от этого состояния!

Настоящий шифлут освобождает человека от постоянной тревоги — следствия гаава (высокомерия) в нем. Поэтому истинный шифлут это источник радости в служении Вс-вышнему, в то время как ложный шифлут (далее будет объясняться, что означает «аин» (=ничто) в стороне, противоположной святости) — не только не уменьшает качество гаава, но даже увеличивает его со всеми его негативными последствиями в виде постоянной тревоги и т.д. Ложный шифлут есть основная причина ацвут (упадка духа) и депрессии в душе.

Истиный шифлут не исключает национальной гордости еврея, за свой народ, святой народ Израиля, и гордости за то, что он удостоился идти по пути Вс-вышнего, который тот указал своему сыну, первенцу, Израилю. И так сказано про Йегошафата, царя Иудейского, «И возвысилось сердце его во путях Вс-вышнего».

Царство, т.е., ощущение связи со своим народом, и самоидентификация со всей нацией, эта гордость, чистая от любой примеси личного высокомерия, и ахзакат това леацмо[1], это тайна «Гавайе молах гейус ловеш[2]», тайна гордости в высшем море (море малхут), которая в точности соответствует шефель[3] в нем (та же гиматрия, и в тайне Шма Исраэль, качество равновесия, связанное с ухом). См. маамар «Исправление общества и исправление индивидуума», который был напечатан в Малхут Исраэль 3.

Шифлут царя Давида выражается в его словах, когда он поднимает ковчег Завета в Иерусалим с великой радостью. Истинный шифлут в святости (кодеш[4] это первые буквы фразы йекод эш[5]) это истинная причина и движущая сила в душе для пробуждения огромного желания подниматься в святости, истинно приблизиться к Вс=вышнему.

Из ощущения шифлут — насколько он далек от Вс-вышнего, как говорилось выше, становится ясно, что единственный, кто виноват в этом — это он сам, ибо со стороны Вс-вышнего «полна вся земля славы Его», и «нет места свободного от него», и «близко к тебе дело это очень», и если так, то все зависит от его свободного выбора, и так же, как он отдалился, так он способен приблизиться до бесконечности, и достаточно постигающему.

И см главу, начинающуюся словами «За Вс-вышним, Б-гом вашим идите», в книге Шаарей Тшува Мителер Ребе, где обсуждается общая идея шифлут: служение «левая отталкивает» — как со стороны ученика, который принижает себя, и также со стороны учителя. Смысл идеи «левая отталкивает», в том, чтобы сделать ученика кли, сосудом для восприятия, «пустой сосуд вмещает» великого блага и жизни и милости высшего Учителя. Когда человек принижает себя как нужно, исполняется в нем «каждый, кто принижает себя, Вс-вышний возвышает его», и, как сказано[6]: «אם נבלת בהתנשא», и это та же идея, о которой говорилось выше, что служение истинного шифлут приводит к пробуждению великой жажды подняться в святости.

Истинный шифлут, совершенно исключающий всякую возможность гаава или ощущения собственных заслуг, «даже в самой малой мере», основное время его раскрытия в душе человека, который служит Вс-вышнему — в конце, экев, каждого доброго дела. Это тот момент, когда может исполниться «и ты будешь кусать его в пяту».

Известно объяснение Баал Шем Това, по поводу красной коровы, что  она «очищает нечистых и оскверняет чистых». Это есть тайна «одной восьмой из восьмой» возвышения сердца («и возвысилось сердце его в путях Вс-вышнего», как говорится в молитве «во имя единства.. во имя всего Израиля», связь с клаль[7], только из которого берется сила укрепиться и творить по-настоящему великие дела, и как говорилось выше), которое должно быть в начале каждого доброго дела (и тем самым он очищается от нечистоты бездействия, ави авот тума[8]), и это есть позитивное «ло лишма[9]», из которого он приходит к «лишма[10]».

В конце каждого доброго дела человеку следует унизить себя до земли (ибо «нет человека праведного на земле, который бы творил добро и не грешил» в самом этом добром деле, через то, что он ощущает собственную заслугу), чтобы не считать это своей заслугой, но «отдай Ему то, что принадлежит Ему», как объясняется в основном тексте статьи. Сразу после этого служения, унизить себя, приходит ему само собой новое пробуждение и желание подниматься в святости (в аспекте «И возвысилось сердце его в путях Вс-вышнего», как говорилось выше, и с еще большей связью со всем народом и достаточно постигающему), в тайне «заповедь тянет за собой заповедь».

Это означает, что настоящий шифлут подобен гниению косточки плода, брошенной в землю (когда разлагается аргаша ацмит, самоощущение и удовлетворение от сделанного доброго деле), и из самого этого чувства поднимается «из под него[11]» (аспект шифлут, как объясняется в хасидут) мощный росток, «цемах шмо[12]», и это тайна «сеющий справедливость пожинает спасения», отсюда произрастает истинное спасение («истина произрастает из земли») в душе человека, служащего Вс-вышнему — «награда за заповедь — заповедь» и достаточно постигающему.

И еще, и не менее важно, что посредством шифлут человек перемещает себя из центра вселенной (измерять и судить каждую вещь и каждого человека по мере его отношения к себе), и он способен теперь относиться к другому человеку с любовью, не зависимой от внешних причин (когда ему уже не важно, делает ли этот человек ему добро или нет, ибо у него нет «заслуг», за которые ему положено что-то), и смотреть на другого человека всегда правым глазом (как известно в хасидут, что правый глаз существует, для того, чтобы смотреть на другого человека добрым взглядом, в то время как левый глаз существует для того, чтобы постоянно критически относиться к себе самому, унизить себя по-настоящему — и одно зависит от другого.

Как понятно, в первую очередь человек должен оценить себя, дабы не пасть духом от сознания, как низко он пал, и наоборот, в определенные времена, когда он видит, что ему необходимо добавить радости в своей душе, он должен искать в себе позитивные качества и поступки, и оправдывать себя.

Однако, известно, что каждый раз, когда человек падает духом от сознания, насколько он низко пал, это происходит от качества гаава в нем, и от того, что он ощущает собственное достоинство, и как Вс-вышний сказал Каину, «почему разгневался ты, и почему пало лицо твое»). Тогда человек не «разочаровывается» реальностью мира, и другого человека (как индивидуума так и общества), и несомненно, он не отчаивается пробудиться снова и снова, из непоколебимой веры в то, что есть настоящее исправление для реальности мира (во времена «Пяток Мошиаха» мир это «двойная тьма»), и что у него есть важная миссия в реализации этого исправления, и поэтому следует активно действовать, исполняя эту свою миссию, (и посредством шифлут он удостаивается найти свою миссию в мире, поскольку он реально смотрит на вещи и его взгляд не искажен «взяткой» любви к себе).

И также посредством шифлут он удостаивается узнать, кто есть «генерал» и лидер поколения, «праведник основа мира», связаться с ним истинно, поступить под его командование и выйти в шлихут).



[1] Сознание собственных заслуг

[2] «Вс-вышний воцарился, облачился гордостью»

[3] Низина, низменность

[4] Святость

[5] Факел

[6] Есть толкование этого стиха, которое говорит, что если человек унижает себя ради слов Торы, то Вс-вышний возвышает его. Очевидно, рав имеет в виду это толкование.  Прим. переводчика

[7] Общество, весь народ

[8] Источник всякой нечистоты

[9] Не во имя нее (Торы)

[10] Во имя нее

[11] Это стих, который говорит о раскрытии Мошиаха, и рав часто цитирует его в этом контексте. Т.е., шифлут это качество Мошиаха

[12] «Цемах имя его». Одно из имен Мошиаха