Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Время расколоть орех

בס»ד

Время расколоть орех[1]

В словах наших мудрецов Израиль сравнивается с орехом. Орех отличается соотношением между его жесткими оболочками и между плодом, который сокрыт в нем. В каббале рассматривают орех, как состоящий из трех жестких оболочек, непригодных для еды, и внутренней мягкой оболочки, которая съедобна. Это есть базовое строение клипот[2], окружающих святость – есть три нечистые и запрещенные клипы, которые невозможно поднять, и одна клипа, в которой перемешаны добро и зло, которую возможно исправить и поднять. В Колеснице Йехезкеля три «жесткие» нечистые оболочки это «руах сеоро, веонон годойл воэйш мислакахас[3]«, а про четвертую «мягкую» оболочку сказано «венойгаh лой совив[4]«.

Пока орех растет, клипа хранит плод и питает его, но, когда орех созрел – то клипа превращается в преграду, которая мешает получить пользу от плода, и также угрожает задушить плод. Тогда приходит время расколоть орех – разбить и выбросить клипот, и насладиться вкушением плода.

Уподобление ореху особенно подходит к народу Израиля, возвращающемуся в нашу страну в последние сто лет. Возвращение в Сион взрастила добрый и питательный плод – многие добрые евреи вернулись сюда, и в сердце их добрые стремления возвращения в Сион и установления еврейского государства в Эрец Исраэль. Однако, этот плод окружен оболочками – ибо зачатие его — в духе, который не верен принципам Торы и рождение его – во власти, которая не признает обещание Торы «гой эход боорец[5]«. Эта оболочка – позволившая плоду вырасти и созреть – начинает на определенном этапе угрожать плоду, скрывать и душить его.

Сегодня возможно выделить в структуре нашего «ореха» три оболочки, окружающих – одна над другой – добрый плод евреев святой Земли. Если рассматривать еще глубже – возможно различить, что эти три оболочки, поддерживающие одна другую, относятся к трем наиболее серьезным грехам – идолопоклонству (или атеизму), разврату и кровопролитию:

Оболочка, окружающая «орех» – это дух сионистского предприятия, «руах сеоро», который вдохнул жизнь в процесс возвращения в Сион, но сопровождался сознательным и последовательным Б-гоотрицанием. Основной дух сионистского предприятия породил образ «нового еврея», отрицающего Вс-вышнего и Его Тору, и пытался силой заставить евреев принять этот образ. Атмосфера Б-гоотрицания и восстания против Вс-вышнего сопровождает сионистское предприятие до сего дня, и основное ее выражение – это средства массовой информации. Они задают атеистический тон общественному диалогу в государстве Израиля, и создают атмосферу, в которой разговор с позиции Торы рассматривается как анахроничный, примитивный и нерелевантный во всякой дискуссии, касающейся самой сути нашего существования. Аллегорическое указание на эту клипу – то, что ציונות имеет числовое значение דבר פעור (название идолопоклоннического культа, связанного с развратом и ассимиляцией среди народов, как известно, и имя «двар Пеор» указывает на явление этой Б-гоотрицающей клипы в СМИ, раскрывающих свои уста без всяких преград).

Вторая клипа, более «ощутимая» и близкая к плоду, это неизменная часть власти, основа которой – система судопроизводства. Эта система навязывает народу, с силой и наглостью, негативные ценности – ценности, противоречащие Торе, морали, и природе еврея. Внутренняя движущая сила системы судопроизводства – это стремление к ассимиляции и размыванию различий между Израилем и народами. Это не столько идеологическая установка, сколько установка потребительская – что относится к области разврата – стремящаяся разрушить всякую преграду и разрешить любой запрет, пока он не угрожает свободе другого человека. Аллегорическое указание на это – то, что ציונות имеет числовое значение לא תנאף.

Третья клипа – это изменяемая часть власти в стране – Кнессет и правительство. Задача власти – заботиться о жизни граждан и безопасности народа. Замена этой основной функции на спектр идеологий, соображений и интересов, вредящих ему, это кровопролитие. Действующие здесь механизмы полностью заменили порядок приоритетов, который подобает еврейской власти в Земле Израиля, есть в них готовность пожертвовать жизнью человека ради продвижения своих интересов, и кровь многих жертв висит на их шее. Аллегорическое указание на эту клипу – в том, что ציונות имеет гиматрию וימלך… וימת (стих, учащий нас, что сионизм – это процесс мира хаоса, изначально обреченного на ломку и смерть, в тайне «семи первых царей, которые умерли», и достаточно постигающему).

Существует также четвертая оболочка, мягкая и пригодная для еды – армия. В армии перемешаны добро и зло, в самом крайнем своем выражении. С одной стороны, это «народная армия», состоящая из молодых людей (и также милуимников), которые идут на самопожертвование ради страны и народа. С другой стороны, в армии существуют многие негативные черты, корень которых – в ощущении «сила моя и мощь руки моей». Вследствие такого ощущения пропадает необходимость в «святом лагере», в котором находится Вс-вышний и помогает ему и тогда спотыкаются на извращенных моральных понятиях и в извращении моральных качеств в разврате и т.д. (и зло в клипас нойгаh питает три совершенно нечистые клипы – нечистая и неправедная «чистота оружия» питает клипу кровопролития, смешение полов и распущенность в армии питает клипу разврата, и присутствие неевреев в армии питает клипу Б-гоотступничества и идолопоклонства). Память о том, что критично для нашей жизни и нашего существования в Земле Израиля – «и ты будешь помнить Вс-вышнего, Б-га твоего, ибо Он дает тебе силы преуспевать» – это ключ к исправлению армии (вместе с уничтожением нечистых оболочек, которые над ней, как понятно).

Про нашу эпоху можно сказать «эл гинас эгойз йорадти[6]» – плод развился и созрел, и пришло время сломать скорлупу. Сейчас, в еще большей степени, чем ранее, чувствуется, что скорлупа, после многих лет, когда она охраняла плод, превратилась в фактор, противодействующий и мешающий развитию еврейского народа на своей земле. О разбиении клипот, окутывающих плод, мы молимся три раза каждый день: «веэс малхус hоришъо меhейро теакейр усешабейр усемагейр[7] [три совершенно нечистых клипы], весахниа[8] [мягкая оболочка, клипас нойгаh]». И вкратце:

Следует искоренить дух сионизма, посредством осознания того, что он бесплоден – он не приводит к расцвету жизни в еврейском народе (и наоборот, сегодня, как в остатках первого издания сионизма, так и в новом издании пост-сионизма, он кастрирует и вредит всему духовному росту или стремлению к истинному и полному избавлению).

Суд следует сломить. Человек мудрый и тонкий не ломает, а разбирает на части – следует состязаться с судом с помощью разума, постоянно представляя превосходство мудрых и разумных законов Торы напротив ошибочных, вредных и преступных решений суда. Здесь место для приведения глубоких и мудрых мировоззренческий соображений нашей святой Торы, вместе с тем, чтобы позорить и смеяться над «бейт мишпатом», считающим себя мудрым и добрым, во всякой области, которой он занимается.

Правительство – правое или левое – нам следует свергнуть. Следует свалить правительство, и когда встанет новое – свалить его также, и так далее – пока не установится власть Торы в Израиле. В глубине наших сердец мы понимаем, что это путь, и таким образом мы действовали в последние годы. Вред от свержения предыдущих правительств происходил от того, что это не сопровождалось трезвым осознанием того, что в существующей системе нет шанса выставить истинную альтернативу. Если мы будем ясно видеть цель, и не будем ожидать каждый раз правительства, которое снова разочарует, то свержение правительств (и переворачивание их из правительств, проявляющих инициативу, в правительства, пытающиеся удержаться у власти), станет самым лучшим подходом для нейтрализации кровопролития, вызываемого правительством.

Самое важное и значимое сегодня – это исправление «весахниа» – сил безопасности. Армия – хороша в своей основе – и несомненно, это так на уровне простых солдат, которые еще не мечтают о обещанных им креслах в клипозной правительственной системе – но следует подчинить ее святости. Инструмент для этого – это отказ исполнять приказ, противоречащий мнению Торы. Сказать командиру и всей системе, что «я люблю тебя, и рад исполнить приказ, но Тора представляет собой высший авторитет, как для меня, так и для тебя» – ставит в истинном и ясном свете здоровые отношения между армией и Торой, и само собой, уменьшает чувство «сила моя и мощь руки моей», и раскрывает источник истинной силы и авторитета. Отказ не только не разрушит и не уничтожит армию (как многие опасаются) – он в конечном счете придаст ей немного подчинения, который ей не хватает. Поэтому, отказ такой, как он должен быть изначально – это принципиальная ценность, которая поведет армию и народ, живущий в Сионе по пути большего добра, радости и света.

Как понятно, основное в орехе – это плод. Раскрытие плода – это твердая вера и понимание, что «народ твой – все праведники», и поэтому «вовеки унаследуют землю». Усиление противодействия оболочкам должно проистекать из сознания удивительного плода, который скрывается за ними, в великой силе еврейского народа создать царство, которое действительно станет «троном Вс-вышнего в мире», и будет действительно «светочем народов». Этот плод, скрывающийся за скорлупой, благословен природной чистой верой и готовностью поверить и пойти за видением истинного избавления (и аллегория на это – ציונות – יונה פותה, это название, прославляющее народ Израиля, даже если это выражается иногда в том, что идут за ложными видениями), сильным здоровым чувством в отношении своей страны (и аллегория – ציונות – תנה לנו אחזה, как требовали дочери Цлафхада, любившие эту страну), и силой очистить мировоззрения и представления, и признать истинное благо, светлое и радостное (и аллегория – ציונות – ישמח צדיק, указывающее на ישמח צדיק כי חזה נקם, в ясной чистой радости победы добра над злом, и также на ישמח צדיק בהוי’, когда исполнится конечное предназначение нашего существования в этом мире в общем и в Святой земле в частности, сделать Вс-вышнему жилище в нижних мирах).

«Раскалывающий орех» находится вне ореха – только тот, чье сознание свободно от скорлуп, окутывающих орех, может ясно сказать истину, и привести к раскалыванию ореха. Действительно, плод может желать разбиению клипы, помогать этому изнутри и признать то, что он уже созрел для того, чтобы создать добрую и радостную реальность, которая сменит существующий сегодня строй.


[1] 26 адар-2 5765. Оригинал статьи: http://pnimi.org.il/medina/aktualya/egoz.asp

[2] Мн. число от «клипа«

[3] «Бурный ветер пришел с севера, облако огромное и огонь пылающий» (Йехезкель 1, 4)

[4] «И сияние вокруг него» (Йехезкель 1, 4)

[5] «Народ единственный на земле» (Диврей гаЙамим Алеф 17, 21)

[6] «Спустилась я в сад ореховый» (Шир гаШирим 6, 11)

[7] «И царство преступное вскорости искорени, сломи и свергни» (Из молитвы)

[8] «И подчини» (из молитвы)