Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Раскрытие Кабалы


Мы помещаем здесь несколько первых глав книги рава Ицхака Гинзбурга «Что Вы должны знать о каббале».
Книга переведена, но еще не издана.
Для издания книги «Что Вы должны знать о каббале» нужны спонсоры.

Пожертвовать на издание книги


Кабала – внутренний аспект Торы, в её самом широком смысле: как Письменной Торы (Библии), так и Устной Традиции. Поэтому, Кабалу возможно расматривать только, как глубочайшее объяснение тайн Торы. Более точно, Кабала объединяет в себе пророчество и мудрость. Исторически, Кабала развивалась из пророческого духа, который присутствовал в иудаизме более полутора тысячелетий; начиная с Абрахама (20-ое столетие до нашей эры) и до времён второго Храма (4-ое столетие до нашей эры).

К сожалению, природа пророчества обычно оскверняется. Несмотря на то, что пророчества включают в себя видения будущего, их главная цель всегда заключалась в распознавании Б-жества. Именно через пророчество, Б-г раскрывает людям Себя и Своё желание. Дух пророчества, который преобладал в отдельных пророках, продолжал окружать и вдохновлять еврейский народ даже после разрушения Первого Храма. Но, этот дух уже не мог проявляться открыто.

Вместо этого, осознание Б-жественности происходило через мудрость Устной Торы (Устной Традиции) — сущность Раввинского знания, — которое начало развиваться во времена Второго Храма и продолжается до сегодняшнего дня.

Одно из центральных различий между мудростью и пророчеством заключается в том, что мудрость даётся тому, кто изучал и развил своё рациональное мышление («мудрость даётся мудрому»), и если человек вкладывает значительные усилия на поиск правды, то он, несомненно, удостоится найти, и даже больше, чем можно было предположить вначале.

Однако, дух пророчества не может быть вызван снизу с такой же уверенностью, не через мудрость и не через праведность (хотя последние, несомненно, являются необходимыми предпосылками для достижения пророчества); он может появиться только от Б-га, и следовательно, в своей основе является суперрациональным.

Таким образом, сущность Кабалы может быть выражена, как союз рациональной мысли (мудрости Устной Торы) с суперрациональным (пророческим духом, который сохраняется и сегодня).

Со времени раскрытия на горе Синай, скрытая область Торы – Кабала – была известна только священнослужителям и пророкам. Однако, после того, как пророчество прекратило существовать и Йерусалимский Храм был разрушен, началась новая эра. Приблизительно в 100 СЕ, Раввин Шимон Бар Йохай – также известный под акронимом Рашби – получил право и разрешение с Небес, чтобы раскрыть своим ученикам внутреннюю мудрость Кабалы.

Он ввёл и объяснил самую основную Кабалистическую модель – модель десяти сефирот. Эти сефирот являются излучениями Б-жественного света, или энергии, и лежат в основе всего существующего в нашей вселенной. Рашби раскрыл функцию каждой сефиры (единичной формы сефирот), путём демонстрации того, как сефирот проявляют себя в каждом стихе Торы и в каждом явлении природы. Его учения содержатся в великой классической книге Кабалы – Сефер ХаЗоѓар – или известной, как, просто Зоѓар.

В течении тысячи лет после смерти Рашби, учения Зоѓара передавались частным образом от одного кабалиста другому. В каждом поколении только несколько избранных знатоков Торы оказывались достойными для сохранения этих учений.

Так продолжалось до 13-го века, когда Зоѓар стал распространяться публично. В то время в Испании, Рав Мозес де Леон (1240 – 1305) – кабалист, получивший копию Зоѓар от мудрецов предудущего поколения – решил обнародовать её. Однако, даже тогда, только немногие могли постигнуть смысл этих учений.

В течение последующих 250 лет, многие Каббалисты пытались создать концептуальную структуру, чтобы обосновать в ней слабо связанные и глубоко абстрактные уроки Зоар. Самым успешным из них был знаменитый ученый Талмуда и Каббалист, Рав Моше Кордеверо из Сефеда (1522 -1570), также известный под именем Рамак. Цель Рамака состояла в том, чтобы рационально систематизировать всю предшествующую Кабалистическую теорию, и в особенности, учения Зоѓара.

В своём главном труде, Пардес Римоним, «Гранатовом Саде», Рамак продемонстрировал основопологающее единство Кабалистической традиции, организовав различные, часто кажующиеся противоречивыми, учения скрытой мудрости в последовательную систему.

Основа системы Рамака состоит из детального описания того, как Б-г, Тв-рец, посредством десяти сефирот создал ограниченную реальность из особенного распространения Бесконечного Б-жественного Света, называемого Ор Эйн Соф.

Почти сразу после Рамака, Раввин Айзик Лурия, который родился в 5294 году от создания мира (1534 СЕ), и обычно известен, как Аризал, или просто, Ари, начал следующую стадию раскрытия Кабалы. Ари родился в Йерусалиме, но будучи ещё молодым, пересилился в Египет, где он быстро утвердился, как признанный гений Талмуда. Будучи приобщённым к секретам Кабалы одним из своих наставников, он часто уединялся для проведения продолжительных медитаций. Во время одного из видений, Ари получил инструкцию от Пророка Элиягу вернуться на Землю Израиля, где в городе Сефед он найдёт того, кто предназначен стать его главным учеником.

Согласно традиции, Ари прибыл в Сефед в самый день похорон Рамака. Присоединившись к процессии, ему явилось видение огненного столба над катафалком Рамака – что, согласно Кабале, является знаком того, что ему предназначается унаследовать мантию лидерства покойного.

Ари терпеливо ждал в течение полугода, не совершая никаких больших изменений, до тех пор, пока его предназначенный ученик, Рав Хаим Виталь, родившийся в 5303 году от создания мира (1543 СЕ), представился ему для начала занятий. После этого, Ари прожил всего лишь два года (он умер в 38 лет), но за этот короткий срок ему удалось раскрыть совершенно новый широкомасштабный подход к изучению Кабалы. Его учения являются настолько фундаментальными, что до сегодняшнего дня изучение Кабалы, практически, ассоциируется с изучением трудов Ари.

В центре системы Ари содержится радикально новое описание формирования мира. В отличии от Рамака, который представлял себе автономные силы, линейно продвигающие процесс творения, Ари рассматривал комплекс сил, находящихся в активном диалоге друг с другом на каждой стадии этого процесса. Он рассматривал сефирот не как одномерные единицы, но как сложные и динамично взаимодействующие парцуфим («персоны»), каждый со своим характером, символически подобным человеческому.

Согласно Ари, эти созидательные силы непрерывно продолжают взаимодействовать с действительностью этого мира, постоянно реагируя на то, как люди проявляют себя в вечной борьбе между добром и злом. При этом, эффект человеческих действий на сефирот — проводников Б-жественной энергии в мир — может либо способствовать, либо препятствовать продвижению мироздания к своему предназначенному состоянию совершенства.

После Ари, был ещё один человек, который черезвычайно повлиял на качественное развитие каббалистической мысли, — Рав Израиль Ба’ал Шем Тов, или, более известный, как просто Ба’ал Шем Тов.

Родившийся в Подолинской области на западной Украине в 5458 году от создания мира (1698 СЕ), Ба’ал Шем Тов посвятил начальную часть своей жизни облегчению физических и духовных бедствий своих собратьев евреев, и параллельно, продолжал изучать тайны Кабалы с кругом своих друзей кабалистов – Нистарим.

В 5494 году (1734 СЕ), он раскрыл себя миру как кабалист и целитель, и затем, обосновал новое популярное движение, целью которого было внести новую энергию в духовную жизнь евреев восточной Европы. Это движение, ставшее известным как Хассидизм, в своей внутренней основе базировалось на древней традиции Кабалы, в то время, как его внешняя сторона акцентировалась на простом и радостном служении Б-гу, в особенности, посредством молитвы и добрых поступков.

Ученики Ба’ал Шем Това, и, в особенности, Рав Шнеер Залман из Лиади, родившийся в 5505 году от создания мира (1745 СЕ), — автор Тани, («Учений»), и основатель Хассидского движения Хабад, — высветили глубокие кабалистические учения Ба’ал Шем Това. Абстрактные и, часто, непостижимые формулировки классической Кабалы, объясняются в Хассидской теории согласно понятиям человеческого восприятия мира. Используя индивидуальное восприятие человеком самого себя, как аллегорическую модель для изучения самых глубинных тайн вселенной, Хассидуту удалось, одновременно: повысить уровень самосознания простого еврея, и также, расширить концептуальную сферу кабалистической мысли.

Существует ошибочное представление, что Хассидут является движением, функционирующим отдельно от главной формальной тенденции Кабалы. Однако, в действительности, Ба’ал Шем Тов не просто оказал влияние на кабалистическую теорию, но на самом деле, превознёс её до её высшего исторического уровня, как в отношении концептуального развития, так и в отношении степени её влияния на жизнь всех евреев. Говорится, что если Кабала — «душа Торы», то Хассидут – «душа души».