Общее предисловие к учению Рабби Моше Кордоверо.

Общее предисловие к учению Рабби Моше Кордоверо.

Рав Ицхак Гинзбург

Мы собрались здесь в Цфате (2003 г) в честь илула[1] Рамака, рабби Моше Кордоверо, которая приходится на 23 тамуза. Рамак — последний из первых каббалистов, он завершает каббалу первых каббалистов, начиная от рабби Шимона бар Йохая, автора книги Зоар.

Рамак написал несколько книг, самая важная из которых — это книга Пардес Римоним, больше известная под названием Книга Пардес. Рамак ушел из мира в 5330  (1570) году, и традиция говорит, что Ари пришел в Цфат во время похорон Рамака, и увидел огненный столб над его могилой. Огненный столб появляется, как правило, над могилой величайшего праведника поколения, и тот, кто видит его — это признак, что он продолжатель, он праведник следующего поколения.

Аризаль оплакал Рамака следующими словами: «Если будет на человеке смертный грех, и он будет умерщвлен, и повесишь его на дереве». «Если будет на человеке грех»?! Удивительно! Всюду, где в Торе говорится «иш», «человек» - означает праведник. И если так, как же на «человеке» может быть грех? Рабби Моше, который лежит здесь перед нами, высший праведник, «Моше поколения», и само собой, невозможно, чтобы был в нем грех!

«Суд, приговоривший к смерти, и умрет» - и вот, несмотря на то, что это праведник, чистый от всякого греха, он лежит здесь перед нами мертвый. Как мы можем понять причину его смерти?

«И повесишь его на дереве» - он умер в результате греха древа познания. Сам по себе он праведник, и не должен был умирать. Но из-за греха древа познания, установлена смерть сынам человеческим. И как сказали Хазаль: «он умер от яда змея».

Величайших из маскилим[2] хасидизма, рабби Айзик из Гомеля, объясняет, что существуют три системы каббалы: ишталшелут, итлабшут, ашраа.

Ишталшелут[3]: каббала первых каббалистов, которую завершает Рамак — объясняет ишталшелут — происхождение парцуфим[4] один из другого, подобно цепочке причинно-следственных связей.

Итлабшут: каббала Ари, жившего и действовшего в Цфате ок. двух лет. Ари раскрылись вещи, которые не открылись первым каббалистам . Основная идея каббалы Ари — это итлабшут (облачение) парцуфим друг в друга, подобно тому, как душа облачается в тело. Это может быть на самой высокой ступени — очень духовной и очень Б-жественной — выше, чем мир Ацилут, но все относительно. Итлабшут означает, что везде есть соотношение, подобное соотношению души и тела.

Ашраа: каббала Баал Шем Това говорит о ашраа. Это не есть некая сущность, опускающаяся и облачающаяся в некую другую сущность, как душа облачается в тело, но есть здесь большой макиф (окружающий Б-жественный свет), как бы раскрытие Эйн Соф внутри ограниченного места! Ограниченное тело способно ощутить, что есть здесь Ор Эйн Соф (бесконечный Б-жественный свет), окружающий и охраняющий его.

Рабби Айзик говорит об этих понятиях в своем сочинении, которое называется «маамар шифлут и симха[5]», и, объясняя эти понятия, он говорит, что есть три системы каббалы, три ступени раскрытия тайного учения, учения каббалы, в народе Израиля.

Рамак завершил и объяснил всю предшествующую ему каббалу — начиная от Рашби и Зоара, и начиная даже от Сефер Йецира, существовшей еще до Зоара, и все остальные каббалистические сочинения. Он собрал, переработал и исправил все это учение, насколько оно была известно до его дней. Он собрал и обработал, отредактировал и опубликовал все, что было перед ним. После него мог прийти другой мудрец — особенная душа, посланная с Небес, святой Ари, и открыть новую эпоху в изучении каббалы.

Три системы каббалы

Ишталшелут

Мы начнем с изучения книги Рамака, называемой Шиур Кома. Он говорит там о понятиях ишталшелут, причинно-следственной цепочке развития сфирот. Причиной всех причин является Сам Вс-вышний, и от Него происходит сфира кетер, и сфира хохма и т.д. Это называется ишталшелут — от Самого Вс-вышнего и т.д. до самого низа.

Итлабшут

Основное открытие Ари — облачение парцуфим друг в друга, подобно тому, как душа облачается внутрь тела. Это также делает возможным зивуг[6] между парцуфим. Каванот у Ари основаны на зивугим между парцуфим. Вся идея привлечения мохин[7] возможна, когда есть облачение верхнего парцуфа внутрь нижнего парцуфа. Мохин, облачающиеся в парцуфим, сообщают им жизнь и энергию, и создают возможность для зивуг между парцуфим. Маленький ребенок, у которого еще нет мохин, для него невозможен зивуг. Но когда есть итлабшут — происходит также процесс взросления самих этих парцуфим.

Ашраа

Баал Шем Тов, действовавший после Ари, раскрывает еще одну сторону каббалы — ашраа. Это означает, что возможно ощутить Эйн Соф, который сопровождает меня, и также во всех мирах. Это означает, другими словами, что Эйн Соф способен раскрыться внутри ограниченного мира. Это находит свое выражение в тайне цимцум: по Баал Шем Тову цимцум не следует понимать буквально!

Тайну цимцума раскрыл Аризаль, для того, чтобы объяснить итлабшут. Тот, кто изучает писания Ари, способен прийти к выводу, что цимцум следует понимать буквально, что Ор Эйн Соф не находится здесь. Ор Эйн Соф устранил себя, для того, чтобы сделать возможным существование миров внутри халаль — таков буквальный смысл понятия цимцум.

Однако, Баал Шем Тов объясняет, что цимцум - это только машаль[8], и это справедливо лишь как исходная точка для нашего взгляда снизу! В действительности, мы способны ощутить присутствие Вс-вышнего, присутствие Ор Эйн Соф, внутри халаль, в котором мы находимся. Цимцум не следует понимать буквально.

Один процесс

Есть письмо самого Баал Шем Това, где он говорит, что многие основы его учения хасидизма — ради раскрытия которого его душа пришла в этот мир — взяты из каббалы рабби Моше Кордоверо, Рамака! И действительнО, хотя есть три ступени развития каббалы, но то, что основы третьей ступени  построены именно на основаниях первой каббалы — указывает на то, что все эти три этапа, по сути, есть один процесс, несмотря на все различие между ними.

Цимцум

У Рамака, на первый взгляд, не существует понятия цимцум, есть только ишталшелут, как мы объяснили. От причины всех причин, от Самого Вс-вышнего — происходит первая сфира, и т.д.

По Ари, цимцум это первичный этап процесса творения миров. Идея цимцум приходит, чтобы объяснить, как из простого единства создан мир множественности. Б-г один, и как же произошло из него множество? Чтобы ответить на этот вопрос, мы нуждаемся в понятии цимцум, это называется первичный цимцум. Это означает, что раскрытие единства Б-га скрывается. И тогда, после цимцум, Вс-вышний способен сотворить мир множественности, внутри «пустого» пространства («халаль»), образовавшегося в результате цимцум.

Цимцум не следует понимать буквально

Баал Шем Тов интерпретирует слова Ари по поводу цимцум таким образом, что не следует объяснять слова Ари так, как будто бы Вс-вышний полностью устранил свое присутствие из пространства халаль. Но следует сказать, что цимцум не следует понимать буквально.

Алтер Ребе говорит более того: тот, кто понимает цимцум буквально — его вера ущербна!

Действительно, нам кажется, что Б-жественный свет покинул пространство халаль, так Вс-вышний сделал, чтобы мы так чувствовали, что там нет Б-жественного присутствия. Но это сокрыто лишь от нас, и в сущности, он находится здесь в точности, как это было перед цимцум, без всякого изменения!

И так мы говорим каждое утро во время утренней молитвы: «Ты — до того, как был сотворен мир, и ты после того, как был сотворен мир» - без всякого изменения. И так говорит стих Писания: «Я, Б-г, не изменился»!

Не по простому смыслу

Как можно понять, что Баал Шем Тов взял основы своего учения хасидизма из каббалы Рамака? На первый взгляд, это совершенно нелогично, ведь у Рамака вообще нет понятия цимцум?

И можно объяснить так: для того, чтобы сказать, что цимцум не следует понимать буквально, можно сослаться на Рамака, и сказать, что ведь у Рамака вообще нет понятия цимцум!

Ведь также перед Рамаком стоял вопрос, как объяснить происхождение множественности из единства! Если Рамак не нуждается в понятии цимцум, ясно, что можно обойтись без него тоже!

Это отличный пример, что у Баал Шем Това все основные понятия каббалы Ари — они «не по простому смыслу». Начиная от понятия цимцума, и заканчивая самым последним понятием — все основные понятие, которые открыл Ари — у Баал Шем Това они «не по простому смыслу».

Для того, чтобы получить ашраа для самой этой идеи, и сказать, что все понятия и открытия Аризаля не следует понимать буквально — это как будто бы вернуть их назад, ко всему тому, что было перед Ари. Для того, чтобы сказать, что есть какая-то идея в каббале, и ее не следует понимать буквально — нужно получить ашраа от каббалы Рамака. Это связано также с отношением Баал Шем Това к простым евреям, о которых Баал Шем Тов говорит, что простой еврей связан с пшитут а-ацмут[9] Вс-вышнего[10].  

И действительно, если есть у нас куда более простая каббала, каббала Рамака, и многие запутанные понятия каббалы Ари в ней вообще отсутствуют — то от этой первой каббалы можно получить ашраа, каким образом правильно понять и объяснить запутанные понятия каббалы Ари[11]! И тогда мы достигаем ситуации, когда мы не отталкиваем ничего и не отрицаем ничего — мы только говорим, что все это не следует понимать буквально[12]. Стоит получить эту ашраа от Рамака, и тогда многие вещи получают свое наилучшее объяснение.

Шиур Кома

Как мы говорили, мы хотим проучить здесь несколько глав из книги Шиур Кома Рамака. Эта книга была написана в качестве предисловия к его комментарию на Зоар, в котором есть несколько частей, наиболее сложных для понимания. И действительно, также Аризаль говорит, что все свои открытия он взял из этих самых сложный частей Зоара. Книга Зоар состоит из множества книг, и среди них есть четыре части, особенно трудные для понимания — и это значительно труднее понять, чем остальные части Зоара.

Эти части настолько сложны относительно остальных частей Зоара, что автор комментария Микдаш Мелех (один из основных комментариев на Зоар) пишет целую книгу только для того, чтобы объяснить эти трудные для понимания части Зоара. Он не включает объяснение этих частей в свой комментарий на Зоар, но пишет для этого целую книгу.

Перед ним, кто написал очень большой комментарий на весь Зоар, это был Рамак. И также он не включает в свой комментарий объяснение этих четырех трудных частей, и посвящает им отдельную книгу. Перед тем, как перейти к этому специальному комментарию, мы нуждаемся в специальном предисловии. Книга Шиур Кома написана, как мы сказали, в качестве предисловия к объяснению четырех наиболее сложных частей Зоара. И, как мы сказали, автор Микдаш Мелех, основного комментария на Зоар, следует его примеру.

Повторим: мы говорим о трех системах каббалы: Рамак — ишталшелут, Ари — итлабшут, Баал Шем Тов — ашраа. У Баал Шем Това все основные понятия Ари — «не по простому смыслу». Идеологию для этого он получает от Рамака, и эта ашраа раскрывает, что все, в сущности, одно целое. До сих пор то, что мы поняли из объяснения рабби Айзика из Гомел по поводу трех систем каббалы. 

Раскрыть тайну Торы

Есть книга, в которой собраны различные острые «ворты» учения хасидизма Хабад. Эта книга называется «248 букв». Один из «вортов» там, от имени рабби Айзика из Гомеля, следующий:

Зоар раскрывается в каббале. Каббала раскрывается в хасидут. А хасидут раскрывается в молитве.

Ясно, что основное — это окончание этого ворта, т.е., что без служения молитвы есть все еще скрывающая «оболочка», т.е., клипа. Если человек не занимается молитвой, не занимается служением молитвы, то даже хасидут не раскрывается. Это сильный ворт! Даже хасидут, последний этап раскрытия пнимиют Торы и каббалы перед приходом Мошиаха, без служения молитвы — все еще покрыт «одеждами» и не раскрыт.



[1] День ухода праведника из мира

[2] «Маскилим» - так называли в хасидизме знатоков философии учения хасидизма, в отличие от «овдим», хасидов, делавших основной аспект на исправлении своих душевных и моральных качеств и сосредоточенной молитве

[3] Букв. «цепочка». Цепочка подобная цепочке причинно-следственных связей, как объясняется далее

[4] Каббалистические структуры часто называются «парцуфим». В известном смысле это синоним слова «сфирот». Рав Гинзбург различает некуда-сфира-парцуф как три ступени роста и развития каждой сфиры: точка-сфира-парцуф и уподобляет их развитию точка-линия-плоскость.

[5] «Униженность и радость»

[6] Соитие

[7] Букв. мозг. Как правило, эквивалентно понятию «хайут», т.е., энергия, жизненность.

[8] Пример. Модель.

[9] Простая (в смысле не-составная) Б-жественная Сущность. Баал Шем Тов учил, что «простота простого еврея отражает простоту Б-жественной сущности».

[10] Я понимаю это так, что отношение Баал Шем Това к простым евреям — следствие его основного принципа, что Б-жественная сущность раскрывается внутри ограниченного мира, и даже в душах и телах простых евреев, а не только совершенных праведников (прим. переводчика)

[11] Другими словами, чтобы правильно понять каббалу Ари, нужно сначала проучить каббалу Рамака… (прим. переводчика)

[12] Другими словами, для Баал Шем Това каббала Ари — это модель, одна из моделей, а не то, как миры устроены «на самом деле». Прим. переводчика


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .