Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Основы каббалы и хасидизма

Каббала – это учение, позволяющее постичь и ощутить Б-жественность в мире. В наше время, все больше людей начинают интересоваться внутренним измерением реальности в Торе. Это измерение объясняется в учении каббалы.
Цель творения – это игра в прятки. «Поиск» – это изучение каббалы и хасидизма. Это изучение начинается с того момента, что человек понимает, что наш мир – это мир, где Вс-вышний скрывает Себя. Это понимание может появиться даже в очень раннем возрасте.
Для того, чтобы любить Вс-вышнего и бояться Его, человек должен постичь, насколько только возможно, тайны творения. Это сознание пробуждает в разуме и в сердце чувства любви и страха.
Четыреста лет назад, Аризаль установил, что в наших поколениях – нам не следует заниматься практической каббалой. Поскольку наш Храм разрушен, и нет у нас праха красной коровы, то нет у нас возможности очистить наши тела. Занятие практической каббалой человека, не очистившегося духовно, приносит огромный вред
Каббала раскрывает возвышенную тайну, сокрытую внутри Галахи и реальности, однако, эта тайна выглядит как нечто абстрактно-возвышенное и совершенно над-человеческое. Каббала раскрывает присутствие Вс-вышнего в высших мирах. Напротив этого, хасидизм раскрывает еще более глубокую тайну – показывающую, каким образом тайны Торы связаны с душой человека и с миром, в котором мы живем
Можно скзаать, что в каббале есть в основном ощущение получения от другого («обозревать меркава» – как человек, который смотрит со стороны, и удостаивается увидеть то, что не принадлежит ему, а не как «компаньон в деле») – получение тайн Торы. Напротив этого, в изучении хасидизма есть в основном ощущение сотворить благо другому – чувство, пробудившееся из стыда получить тайны, и породившее потребность «изучать, для того, чтобы учить других»
Так же как души всего еврейского народа в целом составляет «шиур кома» («полный рост», структуру, подобную человеческому телу), ибо все души Израиля коренятся в общей душе Первочеловека — Адама, один – в голове его, другой – в теле его, третий — в ногах его и т.д. — так это и в отношении праведников – Баал Шем Това и его учеников.
Когда мы пытаемся искать решения «коротким путем» – что, к сожалению, очень характерно для всего нашего поколения, поколения «Instant» – то мы достигаем только очень ограниченного и поверхностного решения. Решение проблемы без того, чтобы изучить всю общую систему понятий, в рамках которой возникла проблемная ситуация – это лишь поверхностное решение, которое предназначено только для немедленного «тушения пожаров», и не предлагает истинного и общего решения. Напротив этого, решение по «длинному пути» – будет истинным решением, которое будет заниматься системными движущими силами, приведшими к возникновению проблемы – проблемами, коренящимися во системе мышления и действия, принятой сегодня. Такое решение, в конечном счете, будет иметь успех, даже если потребуется больше времени для его реализации.
Прямое обращение к духовным силам для исполнения воли человека совершенно запрещено. С другой стороны, существуют действия, которые не запрещены, но это только внешняя часть каббалы. Иногда люди идут к «каббалисту», и просят, чтобы с помощью имен потенциального мужа и невесты и с помощью каббалистических вычислений, он определил, подходят ли эти люди друг к другу. «Каббалисты» делают эти вычисления различными способами. Однако, важно понимать, что такого рода «вычисления», как правило, весьма поверхностны и не следует относиться к ним слишком серьезно. Решительно не рекомендуется просить подобных советов. Хотя такого рода вычисления не относятся к запрещенной «практической каббале», но они очень поверхностны.
Камеи находятся на грани между практической каббалой и внешними явлениями каббалы, подобно вычислению имен. Есть источник для камей из Торы. Когда великий мудрец пишет святые имена (не произнося их своими устами) на пергаменте, и вкладывает пергамент в сосуд, одеваемый получающим, это может иметь лечебные и духовные силы
Хасидизм в основе своей представляет собой новый путь в служении Вс-вышнему – по которому идут уже многие поколения. В течение поколений сформировался характерный образ хасида, отличный от других образов – образ, выстроенный на основе открытий Баал Шем Това в служении Вс-вышнему. Открытия Баал Шем Това по сути своей – это «открытия сердца», открытия в служении человека, характерные стремлением сблизиться с простой, живой, веселой и воодушевленной стороной жизни – и служение Вс-вышнему, происходящее из такого соединения.
Три эти ступени хаш-маль-маль, молчание, внутреннее очищение, речь – это три типа внутренней работы в душе – подчинение, отделение и услащение: