Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Пока не было равновесия, неспособны были смотреть в лицо друг другу"



Самая сокровенная и загадочная часть Зогара, Сифра дицниюта («Книга скромности»), начинается словами «Пока не было равновесия, неспособны были смотреть в лицо друг другу».

Крупнейший каббалист нашего поколения, рав Ицхак Гинзбург объясняет на одном из своих уроков , что эта фраза описывает состояние мира хаоса, первичного мира, созданного Вс-вышним и затем разрушившегося. Что послужило причиной разрушения мира хаоса? То, что сфирот хаоса были «неспособны смотреть в глаза друг другу». Сфирот мира хаоса находились «одна под другой», сфира хесед (милосердие), под ней сфира гвура (суд) и т.д. Когда сфирот находятся «одна под другой», они неспособны видеть друг друга. Если говорить о человеческой душе (основной принцип хасидизма гласит «из плоти своей узрю Б-га», т.е., изучая строение души человека, мы постигаем «устройство» высших духовных миров), то «одна под другой» описывает состояние межличностных отношений, когда люди буквально «не видят друг друга в упор». Такое состояние отношений неустойчиво и чревато взрывом.

В мире тикун, мире «исправления», это было исправлено следующим образом. В отличие от мира хаоса, где все сфирот находились как бы «на одной линии», и поэтому «не видели друг друга», сфирот мира тикун расположены на трех линиях, правой (хесед, милость), левой (гвура, суд) и средней (тиферет, равновесие между ними). При таком расположении сфирот, хесед и гвура находятся друг напротив друга, и способны посмотреть друг другу «в лицо». В человеческих отношениях это означает, что люди разных убеждений, скажем, светские и религиозные, правые и левые, хасиды и «литваки» способны «увидеть друг друга», разговаривать друг с другом «на равных». Этот разговор на равных, этот взгляд на другого человека, это отношение к другому человеку как к равному — есть основа исправления души и исправления межличностных конфликтов на любом уровне.

Рав объясняет на уроке, что этот «взгляд» следует понимать вполне буквально. Посмотрите на своего собеседника, и попробуйте увидеть его. На одном из уроков рав объяснил, что способность увидеть, понять другого человека зависит от нашей любви к нему. Обратное тоже верно. Взгляд пробуждает любовь.

(Обработано из урока рава Ицхака Гинзбурга для семинара «Торат аНефеш» 22 хешвана 5779)