Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Почему Моше посылает разведчиков?



Перед тем, как мы начнем петь нигун Магида, мы скажем ворт от его имени. Наша тема сегодня вечером это Эрец Исраэль. Известно, что в пустыне, мы испытывали Вс-вышнего десять раз, «и испытывали меня десять раз и не слушали голоса моего».  Это сказано после греха разведчиков. В книге Теилим об этом говорится, что «презрели землю желанную», вывели диба раа на землю..

В начале главы Шлах Леха, Раши говорит, «пошли себе, по своему усмотрению, я не приказываю тебе». Вс-вышний не приказывает явно Моше посылать разведчиков, это по его усмотрению. И более того, говорится в продолжении, что «я даю им возможность ошибиться». Если Вс-вышний дает разведчикам возможность ошибиться, и так он говорит Моше, и говорит, что «я не приказываю», «пошли если ты хочешь сам», то непонятно, почему вообще Моше берет на себя этот риск?

Магид говорит об этом очень глубокий ворт. Он говорит, что Моше рабейну хотел именно этого. Именно в этом состояло его намерение, поставить разведчиков, «все они люди» — праведники, поставить этих праведников перед испытанием.

Как такое возможно? Ведь мы молимся каждое утро: «не приводи нас к испытанию». Говорится в хасидут, что даже если есть такие особенные праведники, которые, в порядке исключения, ищут испытания, такие, как царь Давид, который просил у Вс-вышнего: «проверь меня и испытай меня», и даже он не выдержал испытания. Также на протяжении поколений были такие праведники, которые сами искали испытаний, как например, рассказывают про рабби Нахмана. Рабби Нахман также потомок царя Давида.

Но даже если сам Моше рабейну может взять на себя риск, и просить у Вс-вышнего испытать его, что само по себе есть нечто исключительное, но ставить других, праведников, перед испытанием, когда даже сам Вс-вышний говорит ему: «я дам им возможность ошибиться»?

Что же говорит Магид? Мы отмечаем сегодня его илула, день наивысшего подъема его души. Моше очень хотел войти в Эрец Исраэль. Известно, что он молился 515 молитв, гиматрия ваэтханан («и я молился»), чтобы войти в Святую Землю. Что же Вс-вышщний ответил ему? Вс-вышний сказал ему: «хватит с тебя». «И разгневался Вс-вышний на меня».

Почему Моше так стремился войти в Святую землю? Известно, что он стремился исполнить заповеди, связанные со Святой Землей, как мы далее объясним. Но еще более — он знал, что если он войдет в Святую землю, то все войны против 31 царя, захват Эрец Исраэль, унаследовать Эрец Исраэль, заселение Эрец Исраэль, все это осуществится совершенно сверхъестественным путем, не так, как это было у Йегошуа.

И тогда будет построен Храм, и Храм, построенный руками Моше, будет стоять вечно. Ибо Моше — это сфират нецах, и поэтому «все дела его рук вечны». И тогда само собой, наступит избавление, истинное и полное избавление. У Вс-вышнего будет жилище в нижних, как мы говорили ранее. И это то, чего он хотел.

Ради такого дела требуется мсирут нефеш — самопожертвование. Нужно взять на себя определенный риск, даже риск падения. Но он понял это еще глубже в аводат аШем (служении). Он понял, что единственный способ, каким образом он сам способен подняться до ступени Мошиаха — сказано, что «он первый избавитель, он же последний освободитель» — сейчас Моше рабейну это только первый освободитель, но он хотел быть также и последним освободителем. Это прыжок, для этого требуется какой-то нисайон, какое-то испытание, требуется выстоять в испытании, как Авраам, выстоявший в десяти испытаниях.

Но не только это. Он понял нечто еще более глубокое своим разумом, своей душой. Эти разведчики, которые все — мои хасиды, все сыны Израиля, ученики Моше рабейну. Для меня подняться на эту ступень, то, что я выдержу испытание — это нечто, что очень трудно понять, что говорит Магид — это только если они выстоят в испытании. Писание говорит: Шлах леха ледаатха, «Пошли по своему разумению». У Моше рабейну есть совершенно особенный даат. Он знает, что способность выдержать испытание, его личный дилуг, подьем снизу вверх, зависит от того, что они выдержат испытание, и тогда они получат даат. Все это поколение, называется дор дэа, поколение знания, на имя Моше рабейну. Тем не менее, в даат есть множество ступеней, и про испытание сказано: «ибо испытывает вас Вс-вышний ладаат». Посредством того, что человек выдерживает испытание, он поднимается на более высокую ступень в даат. Перед этим у него не было даат, сейчас он получает даат посредством того, что он выдерживает испытание. Как мы объясним далее, для Эрец Исраэль требуется много даат.

И он подвергает опасности разведчиков ради того, чтобы привести Мошиаха. Мошиах — это он сам. Это Ребе, который посылает своих хасидов в такое место, где их ждут тяжелые испытания. Он знает изначально, что это будет испытанием для этих шлухим, для тех хасидов, которых он посылает. Он знает, что только если они, в своем шлихут, выдержат это свое испытание, это поднимет меня, поднимет меня до того места, что я смогу стать Мошиахом, что я смогу войти в Эрец Исраэль, захватить страну Израиля сверхъестественным путем, и построить Храм, вечный Храм, который будет стоять во веки веков…

Это ворт Межеричского Магида.  Есть здесь много, о чем думать. Говорится в книге Тания, книге Алтер Ребе, освобождение которого мы сегодня отмечаем, что весь наш мир — это мир испытаний, с начала до конца. Но здесь это преднамеренное испытание. Как правило, запрещено инициировать испытания. Испытание может прийти только от Вс-вышнего. Вс-вышний видит это правильно. Но я должен постоянно молиться: «не ставь меня перед испытанием».

И вот, Моше рабейну ставит также других перед испытанием, ставит своих хасидов, своих учеников! Нужен такой Ребе, который ставит нас перед испытаниями. Да удостоимся мы выстоять в испытании, на которое посылает нас Ребе, и это то, что сделает Ребе царем Мошиахом. Так говорит Межеричский Магид.