Тайна "сделаем и поймем"

Урок рава Ицхака Гинзбурга, центральная синагога в Кфар Хабаде, суббота гл. Бемидбар, 5 сивана 5778, Кфар Хабад

(Около десяти человек пришли на урок)

***

Как обычно, несколько вводных слов. Это очень краткий урок, к тому же записанный по памяти учениками, поэтому многие вещи звучат загадкой, каким то кодом, который надо разгадать.

Какая разница, по большому счету, что раньше, наасэ или нишма, «сделаем» или «поймем»? Почему Хазаль (и особенно хасидут) делают из этого такой big deal? Что это за ангелы, что это за короны, которые одевают нам на голову?

Я начал переводить этот урок, и вдруг до меня дошло. Корона — это, понятно, кетер. Кетер — это, как мы уже знаем, под (или над-)сознание. Две короны — это два уровня над-сознания. В чем состоит «великая тайна» «наасэ венишма»? В том, что наасэ венишма раскрывает подсознание. Раскрывает две ступени подсознания. Хая-йехида. Вот, собственно, вся идея. Остальное, как говорится, комментарий.

Раскрытие подсознание — это только когда «наасэ» предшествует «нишма». Подсознание раскрывается только с помощью действия, а не с помощью знания.

И это действительно, «великая тайна», поскольку подсознание глубоко и надежно закрыто. «Кто сообщил детям моим эту великую тайну?» - Моше рабейну, по-видимому, взял и сообщил… Не вербально, нет, отнюдь не вербально.

Для чего рав об этом говорит? Почему именно он об этом решил говорить с участниками семинара, которые пришли к нему буквально на четверть часа? Может, потому, что он пытается пробудить них эти ступени подсознания?

Народ, правда, выходил с горящими глазами с этого урока…

***

Мы находимся сейчас в канун праздника Шавуот, канун праздника дарования Торы нашей.

Завтра будет пятидесятый день, день, когда Израиль получил Тору, но сегодня, день перед дарованием Торы, это день, когда сыны Израиля приняли на себя наасэ венишма («сделаем и поймем»).

Когда сыны Израиля сказали сделаем раньше, чем поймем, пришли ангелы служения, и возложили каждому еврею на голову две короны — одну за сделаем, и одну за поймем.

Если бы сыны Израиля не сказали бы сначала сделаем, а потом поймем, они бы не получили даже одной короны. То, что они получили две короны — это потому, что они сказали сначала сделаем, раньше, чем поймем.

Сегодня 49-й день счета омера, завтра пятидесятый день. Пятидесятый день — это «пятидесятые врата», аспект, который совершенно выше постижения. Сегодня, 49 день — еще есть какое-то постижение.

За то, что сыны Израиля сказали сделаем раньше, чем поймем, народы мира обозвали их «поспешной нацией, которая говорит раньше, чем слышит». «Вы поспешная нация», говорят народы мира, «вы приняли на себя исполнять Тору раньше, чем услышали, о чем идет речь! И вы остаетесь такими по сей день!»

Понятно, что народы мира имели в виду осмеять евреев, что они слишком поспешны («ам пазиз»), и это не есть хорошо. Однако, можно объяснить это в позитивную сторону.

Есть несколько сортов золота, и самый высший сорт, золото самой высшей пробы, называется на иврите паз. Выражение ама пзиза («поспешный народ») - напоминает слово паз.

Есть такое выражение на иврите, издамнут паз, букв. «золотая возможность», шанс, который дается раз в жизни сделать что-то, подняться и продвинуться в разного рода делах. Как пробудить в душе эту способность? Когда говорят «сделаем», раньше, чем «поймем», пробуждают в душе эту способность «поймать момент»[1].

В этом вся идея еврейского народа — идти на мсирут нефеш[2], сначала сделаем, потом поймем, сначала делают, потом понимают, для чего.

Есть спор мудрецов в отношении сделаем и поймем. Что выше, изучение или действие? Рабби Акива говорит: «изучение выше». Рабби Тарфон говорит: «исполнение выше». Если действие выше — то следует сказать сделаем раньше, чем поймем. Если изучение выше — то поймем предшествует сделаем.

Мудрецы говорят - велико значение изучения, ибо оно приводит к действию. Т.е., действие важнее, но для того, чтобы знать, что делать — нужно сначала учиться.

Это сейчас. Но в будущем сказано, что действие важнее. Сейчас следует учиться для того, чтобы делать. А в будущем будут знать, что делать без того, чтобы учиться. Будет ясно и понятно, что нужно поступать так-то и так-то, без того, чтобы нужно было учиться.

(Вопрос: эта идея, что будут знать, что делать, без того, чтобы учиться — это уже начинается сейчас, перед геула?)

Да. Уже сейчас, близко к приходу Мошиаха, это начинает раскрываться, особенно в Эрец Исраэль[3].

Есть ворт одного из самых больших хасидов, рабби Айзика из Гомеля, он говорит, что придет поколение, у которого это будет наоборот, сначала поймем, а потом сделаем. Они сначала должны будут услышать, услышать какой-то ворт, какую-то идею, которая пробудит в них веру, зажжет в них их еврейскую искру, и только после этого они смогут исполнить. Это связано с нами, с нашим поколением.

Да будет воля Вс-вышнего, чтобы каждый нашел свою долю в Торе, «и дай нам нашу долю в Торе», как Ребе благословляет «получить Тору в радости и в пнимиют[4]». У Торы семьдесят лиц, и каждый должен найти то лицо в Торе, ту часть в Торе, которая обращена лично к нему. Как найти это лицо, обращенное к тебе? Посредством того, что ставят «сделаем» раньше чем «поймем», наасэ раньше, чем нишма.



[1] Рав говорит во многих своих уроках, что неожиданные возможности, неожиданные ситуации, это проявление РАДЛО, высшей точки души, сущности души. Самые неожиданные вещи — они же самые высокие. Поэтому Мошиах, аспект РаДЛО, аспект йехида, придет неожиданно.

[2] Самопожертвование. В нашем поколении, Ребе говорит, достаточно «мсирут рацон», достаточно «отдать свою волю», не нужно отдавать жизнь.

[3] Рав говорит о раскрытии интуиции, особенно в Эрец Исраэль, особенно в последних поколениях.

[4] Пнимиют означает глубина, и означает также лицо. Другими словами, здесь двойное благословение. Постичь глубину Торы, и раскрыть лицо Торы


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .