Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Почему душа Моше должна возвращаться в каждом поколении[1]?



Почему душа Моше рабейну должна возвращаться в каждом поколении[2]? В чем его вина? В Зогар говорится, что он должен возвращаться, чтобы исправить то, что взял с собой эрев рав[3]. Моше рабейну — это даат[4] со стороны святости, и его поколение — поколение Знания, поколение, познавшее Б-га. Известно, что выражение эрев рав имеет ту же гиматрию, что и даат, но в начале это даат со стороны противоположной святости. Моше принял их, ибо он чувствовал, что способен исправить их, приблизить их, сделать им гиюр.

Тогда, в том поколении, этого не произошло — наоборот, это привело к греху золотого тельца, «иди вниз, ибо твой народ извратил путь свой» — «народ, который ты принял», как Раши объясняет.

Но, с другой стороны, Моше отнюдь не раскаивается в том, что принял их. Он готов возвращаться в каждом поколении, чтобы исправить их.

С одной стороны, то, что душа Моше должна возвращаться снова и снова в каждом поколении  -выглядит как наказание. Но для самого Моше — это взять нечто, что лишь задним числом можно объявить «кошер», и упорно заниматься его исправлением, возвращаясь в каждом поколении снова и снова.

Хотя это выглядит так, что Моше сделал ошибку, приняв эрев рав, но в конце концов, по окончании исправления, станет ясно, что он был прав. Только это трудно. Есть многие вещи в жизни, что поначалу это не идет, и даже в начале это приносит больше вреда, чем пользы, на первый взгляд. Но есть такие люди, которые не отчаиваются и не раскаиваются — они упорно исправляет это до конца, даже если нужно возвращаться снова и снова, на протяжении всей истории, ибо нет поколения, в котором не было бы Моше рабейну.

Корень исправления — Арих анпин

Способность исправления, корень исправления (тикуним) — это не в атик[5], а в арих[6], в 13 тикуней дикна, внутреннее содержание которых — тринадцать мер милосердия, «простить грех и преступление и греховную мысль», исправить. В конце времен выяснится, что не только Моше рабейну, но каждый еврей — ни один еврей никогда не грешил, как это объясняется во многих книгах хасидут, и особенно в хасидут Ижбица, и также в Хабад — каждый в своем стиле. С одной стороны, сказано «согрешил Израиль» — «несмотря на то, что согрешил, Израиль он». Но есть нечто куда более глубокое, что раскроется в будущем, что ни один еврей никогда не грешил. Все кажущиеся прегрешения, когда «дух нечистоты Я удалю из земли», выяснится задним числом, что каждый еврей чист, и все что он сделал — чисто.

Здесь Моше рабейну не нанес вреда себе, когда он принял эрев рав, но это принесло вред народу Израиля. Но он возвращается в каждом поколении, чтобы исправить. Он не опускает руки. Мы все должны учиться от  него, не отчаиваться, и не падать духом, ибо «нет ничего, что невозможно исправить», все, что ты испортил, можно исправить. Это хабадский ворт на «Песах шейни». Та же самая идея есть в Бреславе  — «нет никакого места для отчаяния в мире».

Корень исправления — в арих, в 13 тикуней дикна. Это итпаштут распространение Моше в каждом поколении. В каждом поколении он раскрывает новую Тору и также дает нам жизнь силой своего нигуна и своей Торы. Это еще не «новая Тора царя Мошиаха» (относительно которой вся Тора этого мира как ничто). Это «распространение Моше», но еще не «первый избавитель — он же последний избавитель».



[1] Из урока рава Ицхака Гинзбурга 7 адара 5778. Йешива «Орайта», Иерусалим           

[2] Рав объясняет выражение Зогара «распространение Моше в каждом поколении» (אתפשטותא דמשה בכל דרא ודרא)

[3] Моше, выводя народ из Египта, взял с собой множество неевреев, впоследствии сделавших золотого тельца

[4] Знание и связь с Б-жественностью, реальное ощущение и переживание Б-жественности. «Даат» означает «знание» и также «связь», как в «Адам познал Хаву». См. напр. Тания, гл. 42

[5] Внутренняя, высшая часть сфиры «кетер»

[6] Внешняя, нижняя часть сфиры «кетер»