Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

«Старое вино» Ахашвероша и «Новая Тора» Мошиаха



Рав Ицхак Гинзбург, Пуримская трапеза 5777

Этот ворт рава на Пурим в прошлом году напоминает мне нечто из рабби Нахмана, который также очень резко наезжает на мудрецов, которые прекратили обновляться и застыли на какой-то ступени. Надо поискать, что там говорит рабби Нахман.

Так или иначе, недостаточно одного лишь «старого вина». Нужна также «новая Тора», спонтанная Тора Мошиаха, которая рождается прямо сейчас, спонтанно.

Рав объясняет в другом месте, что Тора Мошиаха — это аспект «нишмат адам теламдену», «Душа человека обучает его», и это раскрытие сущности души выше, чем раскрытие Элиягу.

Однако Ахашверошу по вкусу только старое вино. А «новое запрещено Торой»…

***

Про пир Ахашвероша сказано: «и царское вино в изобилии». Хазаль объясняют, что Ахашверош приказал поить каждого вином, которое старше его. Если тебе столько-то лет — то тебе полагается пить вино, которое старше, чем когда ты родился. Это хорошо или плохо? Вино — это «вино Торы», тайны Торы. И есть идея, чтобы тайны Торы были древними. Однако тайны тайн — это аспект масла, масло Хануки, масло не обязано быть старым и древним. Есть нечто в том, что следует пить вино, которое старше тебя, это связано с самой сутью вина, вино (яин) это первые буквы фразы яин яшан ношан («древнее вино»).

Но Тора Мошиаха — это «новая Тора от Меня выйдет», нечто, что рождается совершенно спонтанно, прямо сейчас. С одной стороны, это нечто незрелое, с другой — это новая Тора. Наверное, это была идея Ахашвероша, что только «амолике[1]», только учиться у стариков, только учить старое вино, которое старше тебя. Если это в твоей жизни, в твоем мире — это не оно. Нужно вино, которое старше тебя. Однако новая Тора — сомневаюсь, что есть здесь. Так считает Ахашверош.

Действительно, «все, что откроет старый ученик» уже сказано, но это не «древнее вино».

Основа в хасидут Пшисха и Коцк, что должен быть и Ребе в мире истины, аспект «древнего вина», и также живой Ребе, «диврей Элоким хаим», «слова Б-га живого», и это нечто совсем иное. Нужно и то, и другое.

Но у Ахашвероша в голове только старое вино, «новое запрещено из Торы». Не обновлять ничего, только пить древнее вино. Если это равно тебе по возрасту — это не подходит, должно быть от прошлых поколений.



[1] Игра слов: «амолике» (нечто «стародавнее» — идиш — напоминает «Амолек»). Очевидно, рав имеет в виду «машпиим» в Хабаде, которые считают, что «запрещено открывать нечто новое» в хасидут