Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Исправление «перевернутых наклонностей» в Пурим



Исправление «перевернутых наклонностей» в Пурим

Рав Ицхак Гинзбург, Пурим 5777, пуримская трапеза дома у рава

В этом отрывке из урока рава на прошлогодний Пурим много каббалистических терминов, но, так или иначе, основная идея вполне ясна:

«Перевернутые наклонности» — это признак наиболее высоких душ. Поколение Мошиаха. Ацмут раскрывается там, где мужчина и женщина «меняются местами». У Ицхака и Ривки были «перевернутые души». У Мордехая и Эстер были «перевернутые души».

Что же делать человеку с «перевернутой» душой?

Найти себе рава, который откроет ему путь исправления…

Однако, первое, что приходит в голову (см. у меня в блоге на эту тему), что и Ицхак и Мордехай — это мсирут нефеш в действии. Начиная с мсирут нефеш в шмират-а-брит. И да, найти себе «шидух» с такой же, но «противоположной» душой.

***

По Ари, основная аара (свет) Мордехая указывается в двух словах: Вайаавор Мордехай — «и прошел Мордехай». Ваяавор — это тайна 288 искр святости, упавших в клипот. Выражение Ваяавор Мордехай имеет гиматрию 562, это одна из самых наших любимых гиматрий, ציונות и еще много вещей (עולם התהו, וימלך וימת и т.д.). По Ари это называется мор овер, мор это Мордехай, и он проходит йесод и раскрывается, как самостоятельный свет.

Этот светсвет чуда Пурима, и это то, что Аман хочет уничтожить. Аман также чувствует этот свет ваяавор Мордехай, и хочет его уничтожить. Декрет Амана против еврейского народа был только ради того, чтобы уничтожить этот свет, о котором сказано: «И Мордехай не кланяется и на падает ниц». Почему? Потому что, как мы объяснили вчера, таким образом он исправляет грех Яакова, и также грех Шаула, когда он не встает и не боится его, не кланяется и не падает ниц.

Этот свет возвращается каждый год, и в этом состоит основное чудо Пурима, хотя, по идее это было невозможно. Именно в нашем поколении, «последнем поколении изгнания, и первом поколении избавления», которое подобно поколению Эстер, конец изгнания, конец семидесяти лет, когда пробуждается аейлет а-шахар[1], именно поэтому еврейскому народу угрожает чрезвычайно серьезная опасность, когда Аман хочет уничтожить не дай Б-г, врагов Израиля (и действительно, во время Шоа он в этом частично преуспел).

Когда женщина чувствует себя мужчиной

Что это означает? Тот, кто внимательно изучает писания Аризаля, понимает, что это значит, что женщина в Пурим вдруг ощущает себя мужчиной — «и память о них не забудется вовек», ибо свет йесод аба выходит наружу за пределы ее собственного йесод. Как она себя при этом чувствует? Что чувствует девушка, когда из ее йесод выступает сильный свет, свет йесод аба? Девочка при этом вдруг начинает ощущать, что она мальчик.

Это хорошо или плохо? Вс-вышний делает так, чтобы это состояние возвращалось из года в год. В течение всего года это не должно быть, это против природы вещей. Но в Пурим Вс-вышний хочет, чтобы девочка чувствовала себя мальчиком. На первый взгляд, это какой-то комплекс. Это хорошо или плохо? Как видно, это очень хорошо, в Пурим это просто замечательно, это то, что дает силу, «и написала Эстер дочь Малки дочь Авихаиль всю силу («токеф»)». Токеф, сила, это мужское качество, качество мужчины, не женщины. Сила Эстер здесь происходит от силы Мордехая.

«Яфа шаа»: «перемена мест» в сознании

Есть комментарий, который называется «яфа шаа» на Шаар аКаванот, один из самых важных комментариев на писания Ари, и там целое обсуждение, ибо в каванот на Рош аШана — тайна дормита[2] = говорится, что йесод аба не заходит в нуква полностью, а в Пурим — заходит. Он долго обсуждает, что это означает, и потом он очень извиняется, что он открывает какой-то хидуш в писаниях Ари, «но что мне остается делать» (см. также комментарий Шемен Сасон там).

Основная идея у него там, что, в сущности, здесь есть ситуация «ахлифу духтайу» («поменялись местами») в сознании, это слишком сложно, чтобы сейчас это объяснять. В сознании мужчина превращается (частично) в женщину, а женщина становится (частично) мужчиной, а йесод-аба, который входит внутрь нуква — хотя физически он выглядит как йесод-аба, йесод мужчины, но внутренне, в мойхин, это мохин дэима. Мы сказали очень коротко, и нужно изучать его слова более глубоко. Так или иначе, из его слов ясно, что Мордехай — мужчина, но внутри он женщина, а Эстер — женщина, но внутри она вдруг чувствует себя мужчиной.

Превращение полов, и исправление отклонений в Пурим

Что это напоминает? Я сейчас подумал, что это напоминает то, что происходит сегодня, «и перевернулось оно». Есть что-то в Пурим, что «и перевернулся он», когда «он», мужчина, переворачивается, думает, что он женщина. А женщина переворачивается, и думает, что она мужчина. Из этого происходит чудо Пурима, т.е., есть в этом что-то.

Чему это учит? Что если ты случайно родился мальчиком, но внутри себя ты чувствуешь, что ты на самом деле девочка, что нужно делать? Не нужно делать операцию по перемене пола, не дай Б-г. Что же нужно делать? Нужно найти себе супругу, шидух, которая физически будет женщиной, но внутри это мужчина, и тогда твой шидух будет успешным. Тот, кто внимательно изучает каванот Ари на Пурим — это то, что оттуда следует.

Должен быть какой-то источник для этого. Пурим — это нечто, чего не было от момента сотворения мира, и также то, что это возвращается каждый год — это тоже нечто совершенно удивительное, Ари подчеркивает, что это не должно повторяться каждый год. Тем не менее, «дела отцов знак сыновьям», где мы находим источник для этого у наших святых праотцов? Ицхак и Ривка. В каббале ясно говорится, что Ицхак был нешама дэ-нуква, он только родился как мальчик, он девочка, которая родилась мальчиком. Поэтому ему так трудно найти себе жену, он чувствует, что он девочка. Кто его настоящая пара? — Что он найдет девочку, которая внутри мальчик. Кто это? Наша праматерь Ривка. Ривка в возрасте трех лет говорит «я пойду», восстает против отца и матери — это не в характере девочки восставать против своих родителей. Она идет против мнения своих родителей, и потом она также «организует» благословение Яакова

В каббале объясняется, что «ахлифу духтайу» это раскрытие ацмут. Именно в нашем поколении, когда есть «отклонения» — и самое подходящее время говорить об «отклонениях» это Пурим, так же как это праздник, когда следует говорить о проблеме «кто еврей», так же это день, когда следует говорить о половых отклонениях, кто мальчик и кто девочка, и время исправить это это Пурим.



[1] Рассвет утренней зари

[2] Сон