Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Исход субботы «Ницавим-Вайелех», 25 элула 5773 – Слихот, Ицгар



1. Рабби Михеле из Злочев (и кидание камней любви к ближнему)

Обычай рассказывать истории о праведниках во время трапезы «проводов субботы»

Лехаим. Сегодня, в субботу 25 элула, день сотворения мира, приходится йорцайт (годовщина) одной из самых ярких личностей учения хасидизма – рабби Михеле из Злочева, одного из ведущих учеников Баал Шем Това. Поскольку мы сейчас находимся во время трапезы «мелаве-малка» («проводы субботы»), и это «трапеза Давида царя-Мошиаха», есть особый смысл в том, чтобы рассказывать истории о праведниках. Тем более праведник, день йорцайт которого приходится на этот день. Поэтому мы начнем с чего-нибудь, связанного с рабби Михеле, Магидом из Злочева.

Любовь к ближнему – у Вс-вышнего и у рабби Михела.

Начнем с его слов, и в продолжение добавим к ним еще несколько историй. Он говорил, что если взять всю любовь, которая есть у всех отцов к их детям – каждый отец любит своих детей, и он еще не упомянул о матерях, но, несомненно, имел в виду также их, всю любовь всех родителей в мире к их детям – и собрать всю эту любовь вместе – это вообще даже не начинает приближаться к любви Вс-вышнего к грешнику в Израиле.

Потом он сказал о самом себе:

«Если я вижу еврея, который выходит из дома грехов (так написано в этой истории), моя любовь к ближнему к этому еврею не изменится ни на толщину волоса».

Но что же? Я буду относиться к нему, как к еврею, который «упал на голову» и разбил ее, и нужно немедленно оценить вред, который ему нанесен, и помочь ему, оказать ему первую помощь. Так он говорит.

У каждого из великих праведников, Баал Шем Това и его учеников, есть какой-то особенный «ворт» в отношении любви к ближнему, насколько это «великая любовь» (как далее будет объясняться) – без границы и без предела.

Этот ворт, о котором мы далее будем говорить – по-видимому, он характерен для р. Михела из Злочева.

Если он видит еврея, выходящего из дома греховности, его любовь к этому еврею не станет меньше, и наоборот, как объясняется в Тани, жалость к этому еврею еще больше, и само собой, еще больше станет любовь к нему.