Начал заповедь - заверши ee!

Урок рава Ицхака Гинзбурга по недельной главе "Экев"

(с субтитрами на русском)

В начале главы "Экев" говорится: "Все заповеди, которые Я заповедую тебе сегодня, храните и исполняйте."

Выражение "вся заповедь" - это особенное выражение.

Это означает, что заповедь следует исполнить полностью.

Выражение -  "вся заповедь" - появляется в Торе 8 раз

Все они - во "Второзаконии" - в книге "Дварим"

Среди восьми раз, когда встречается это выражение, в нашей главе - это третий раз.

Но есть нечто особенное в этот раз, ибо именно здесь есть особенное толкование Хазал на выражение "вся заповедь".

Особенное здесь - то, что это находится в начале стиха.

Во всех остальных случаях эти слова находится в середине стиха, но здесь стих начинается словами "Всю заповедь, которую Я заповедую вам сегодня, храните, чтобы исполнить".

Что означает эта фраза "Вся заповедь"?

Давайте посмотрим, что говорит комментарий Раши.

Раши пишет: "Вся заповедь" - следует понимать буквально. Но есть толкование мудрецов: "если ты начал заповедь - заверши ее".

Если человек начинает исполнение заповеди - ему следует завершить ее.

"Ибо заповедь называется только на имя завершившего ее" - Заповедь, как правило, называется на имя того, кто завершил ее.

Как сказано: "и кости Йосефа, которые подняли сыны Израиля из земли Египетской, похоронили в Шхеме" - Тора приписывает заповедь исполнения клятвы Йосефа,  взявшего клятву с сынов Израиля, что когда они выйдут из Египта, чтобы они вынесли также его кости вместе с ними. Вся эта заповедь - в сущности, это говорится в книге Йегошуа - все это относится к сынам Израиля. Не упоминается совершенно, что Моше рабейну - он в основном занимался этой заповедью, поднять кости Йосефа.

"Но ведь только один Моше занимался ими"?

- Сказано, что Моше взял их, "И взял Моше кости Йосефа с собой"? - И он вообще не упомянут здесь.

Он занимался тем, чтобы поднять их. Но поскольку не успел завершить ее -  и завершили ее сыны Израиля - называется на их имя.

Поскольку Моше рабейну не успел завершить эту заповедь, ибо он умер до того, как перешли Иордан и вошли в Эрец - поэтому вся заповедь называется на имя того, кто ее завершает.

Отсюда известные слова Хазал - "Начинающий заповедь" - говорят ему "завершай!"

И это учат здесь, из главе Экев.

Это также подходит к главе "Экев": ибо "Экев" означает "завершение". Доброе окончание, "И будет когда вы будете слушать" - "зкев".

Нужно слушать, услышать, идею "экев", завершения, доброе завершение, все хорошо. Главное - это завершение, дойти до конца.

Ты начал что-то делать? - Не останавливайся на середине! Продолжай - до конца!

В сущности, что происходит здесь, с этой историей о Моше и сынами Израиля?

Моше исчезает совершенно?

Но ведь только он один занимался костями Йосефа?

И что же - о нем забыли здесь совсем, не дай Б-г?

Нужно сказать, по объяснению каббалы - так объясняют Аризаль и Рашаш -  они объясняют идею ежедневного служения, про Авраама сказано: "Авраам состарился, пришел во дни" - что он "оделся" во дни, что сегодняшний день "одевает" вчерашний и поднимает его.  И реальность называется на имя настоящего,  ибо облачение - это то, что мы видим.

И также в отношении этой заповеди: это очень просто - ясно, что Моше рабейну все, что он сделал - он сделал один с поднятием костей Йосефа - он находится здесь, его заслуга присутствует.

Но только если в конце, сыны Израиля исполнили это - то вся заповедь - они сейчас "облачают" Моше рабейну, они - его "облачение".

"Облачение" - означает также - исполняющая сила, исполняющая - до конца, до "экев".

Поэтому все называется их именем, но - именно поэтому Моше рабейну, несомненно, находится там внутри.

Есть также известный намек, что Моше рабейну, если пишут рабейну без "йуд", как обычно и пишут, равно в точности "сыны Израиля".

Т.е., что есть сыны Израиля, и внутри сынов Израиля есть Моше рабейну.

И поскольку также сказано, что Моше рабейну равен сынам Израиля  и сыны Израиля - равны ему, ибо "наси" - это все, как говорит Раши, то когда я говорю, что сыны Израиля подняли кости Йосефа, и похоронили их в Шхеме - я не отрицаю, на самом деле Моше рабейну, я лишь раскрываю облачение - настоящий день, облачающий день вчерашний.

Это относительно идеи "Вся заповедь", что "начинающий заповедь - говорят ему "завершай".

Если, по стечению обстоятельств, кто-либо другой завершает - то должна быть очень крепкая связь между тем, кто начинает и тем, кто завершает, чтобы завершающий "облачил" совершенно, почувствовал себя облачающим, т.е., что он помогает завершить работу, начатую тем, кто начал эту заповедь.

Тем не менее, если я сам способен и могу завершить заповедь - до конца - ясно, что это лучше, ибо "начинающий заповедь - говорят ему - завершай".

Давайте немного задумаемся об этом выражении "вся заповедь".

Есть здесь 7 букв, гиматрия "вся заповедь" = 196.

Это "квадрат", т.е., некоторая цельность в самом выражении "вся заповедь". "Вся заповедь" - это значит сделать все.

Что означает этот квадрат? Это квадрат 14, 14= "яд", рука. "Яд", рука, в квадрате.

Только первые буквы "вся заповедь" - это тоже квадрат, поскольку это 25, 5 в квадрате.

Таким образом, первые буквы - это 5 в квадрате, совершенство,

И также все выражение - это совершенство квадрата, 14 в квадрате.

5 и 14 это идет вместе, как объясняется в каббале, это тайна 14, ибо в руке есть 5 пальцев,  и в 5 пальцах есть 14 фаланг - костей.

В числе 248 органов, что по простому смыслу это 248 костей в скелете человека, в каждой руке, внутри пальцев - раскрытая часть, это 14 фаланг руки. 14 в правой руке, и еще 14 в левой. Вместе это 28 = "коах", сила.

Т.е., это выражение, "вся заповедь", это 7 букв, и это равно 196. Это делится на 7, т.е., что есть среднее значение. Среднее значение семи букв "кол амицва" = "коах", сила, два раза "яд", рука.

Поскольку 7 - это половина от "яд", 14, и вместе с "яд" в квадрате и еще половина "яд" -  это дважды "яд".

Что означает семь раз коах (28)?  = кол а-мицва?

Это симан первого стиха Торы, Берейшит бара Элоким эт а-шамаим веэт а-арец.

Симан стиха - это количество слов, умноженное на число букв в нем.

В первом стихе Торы есть семь слов: Берейшит бара Элоким эт ашамаим веэт аарец, и есть 28 ("коах") букв.

Т.е., что симан первого стиха Торы = "кол амицва", семь раз коах.

Т.е., что самый первый стих, с которого начинается Тора,  - "если ты начал заповедь - заверши ее!", "начинающий заповедь - говорят ему завершай".

Также, как это делится, "коах", 28 букв стиха, в точности 14 плюс 14, Берейшит бара Элоким = 14 букв, и "эт ашамаим веэт аарец" - еще 14 букв.

Есть 14 и 14, "коах" (сила), семь слов.

Все это указывается в "кол амицва".

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .
  • Поддержать проект
    Хасидус.ру