Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

3

Отвечает солнце:

— И это тебя гложет? Открою тебе средство. Есть путь, и от того пути отходят несколько путей. Один путь праведников, но какой бы ни был праведник, сып­лют здесь ему под ноги пыль, и каждый шаг он делает в пыли, и так и идет он шаг за шагом в той пыли, и есть путь безбожников[1], но и всякому безбожнику сыплют здесь под ноги пыль, и есть путь безумцев, но даже и под ногами сумасшедшего и безумца все та же пыль, и есть еще другие пути. И еще путь есть, тот, которым идут праведники, принимающие на себя страдания[2] и муки, и заимодавцы-паны ведут их в кандалах, и не было бы у них силы в ногах, если бы не был усеян их путь пылью с этого же пути, она-то и дает силу ногам. Поэтому иди туда, есть там много той пыли, и будет она для твоих ног лекарство.

А хромой слышал все, что солнце советовало луне. Тогда перевернул он думит другой стороной[3] и видит — там написано: кто возьмет с этой стороны, перенесет­ся на тот самый путь, от которого отходят несколько путей. И взял думит с той стороны и перенесся туда, и положил ноги на тот путь, где целебная пыль. И изле­чился тотчас. И пошел, и набрал пыли с каждого пути, и увязал в узелки так, чтобы знать: эта пыль — с этого пути, а та — с того. Потом поразмыслил немного, да и пошел прямо в тот лес[4], где напали на него разбойни­ки. И как пришел туда, выбрал высокое дерево побли­же к тому месту на дороге, где разбойники выходили грабить, и взял пыли праведников и пыли безумцев, и перемешал их, и развеял по дороге. Потом залез на дерево и уселся там, чтобы посмотреть, что же будет.

И вышли разбойники, которых главарь послал гра­бить. И только ступили на дорогу, как сразу стали праведниками. И стали вопить о погубленных ими ду­шах: ведь каждый к той поре убил несколько человек. Да только оттого, что пыль была смешанная, стали они сумасшедшими праведниками[5]. Стали они ссориться друг с другом, обвинять. Один кричал: «Это из-за тебя грабили и убивали», другой в ответ: «Нет, из-за тебя! Ты во всем виноват!» И дошло до того, что убивали друг друга[6].



[1] путь безбожников. «Не устоят не­честивые». Атеизм, безбожие — корень всех зол. Это путь императора, от ко­торого бежит мудрец. Атеист на иврите эпикорес, по имени философа Эпику­ра, который учил, что главное в жизни — наслаждение, а религия — главное пре­пятствие для его достижения.

[2] принимающие на себя страдания.

Принимать страдания с любовью, по­добно царю Давиду — один из сорока восьми способов обретения Торы.

[3] другой стороной. Если бы он не лишился способности стоять («нисхож­дение ради подъема»), не нашел бы камень, а если бы взял его сперва дру­гой стороной, не знал бы, как поступить. Вторая сторона — это молитва. А чтобы знать, о чем молиться, нужно учить Тору.

[4] пошел прямо в тот лес, понимая, что, посредством веры (ног) обрел здо­ровье и теперь может уничтожить бе­сов. Однако, пока существуют бесы, окончательное исцеление не наступит.

[5] сумасшедшими праведниками. Вставший на путь веры и святости обя­зан следить за своим психическим здоровьем, идти путем Торы, а не стано­виться «человеком со странностями».

[6] убивали друг друга. Исцеленные злые силы уничтожают друг друга.