Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

2

Вот эти-то разбойники и напали на них. Возчик с доверенным, что могли бегать, видят, дело плохо, бро­сили его и убежали[1]. А он один остался на подводе.

Взяли разбойники сундучок с деньгами и спрашива­ют его: «Ты чего сидишь?»

Отвечает: «Не могу ходить». Забрали разбойники сундучок и лошадей и ушли. И остался он на подводе.

А возчик с доверенным добежали до первого попав­шегося места и призадумались: ведь получили заем под извоз от панов, так зачем им теперь домой поворачи­вать?.. Чтоб заковали их в кандалы?! И решили, что лучше оставаться им там, где они оказались. А доверен­ным и возчиком они и тут смогут быть.

А этот сын, который не мог ходить, так сидел на подводе, пока не кончились сухари, что взял с собой из дому в дорогу. А как кончились сухари и нечего стало есть, призадумался, что же ему делать. Вывалился из подводы на землю[2], чтобы питаться травой, и заноче­вал в поле в одиночестве и страхе. И оставили его силы, так что не мог уже и стоять[3], только с трудом ползал. Так съел он вокруг себя всю траву, до которой мог дотянуться, а когда та кончилась, переполз на дру­гое место и ел там, пока было что, и полз дальше. И так питался травой какое-то время, пока однажды не дополз до травы, у которой был совсем другой вкус. И понравилась она ему. А к тому времени, оттого, что долго питался травой, знал он уже вкус всех трав и разбирался в них, но такой еще не встречал. И решил он попробовать корни той травы. И выкопал их. И нашел под корнями камень — думит. И думит тот был четырехгранный[4], и у каждой грани — особое свойст­во. На одной грани было написано: кто возьмет камень с этой стороны, перенесется туда, где день и ночь вместе сходятся, и луна с солнцем встречаются. А ко­гда он вырвал траву с корнем, под которым был тот думит, и взял камень как раз с этой стороны и перенес­ся на то самое место, где день с ночью сходятся[5], смотрит — он уже на том месте, и луна вместе с солнцем[6] тут как тут. И слышит, как солнце с луной разго­варивают, и жалуется солнце луне: есть, мол, такое дерево[7], а на нем множество ветвей и плодов, и листь­ев, а у каждой ветви, у каждого плода и листа свое особое свойство: одно пособляет иметь детей, другое — добывать пропитание, третье исцеляет от таких-то болезней, четвертое — от других болезней, и так каж­дая ветка и плод, и даже самый крохотный листок. И вот нужно это дерево поливать. Если поливать его — даст оно все, на что способно. Но оно, солнце, не только не может ему помочь, напротив, сушит своими лучами. Отозвалась луна:

— Зачем тебе чужие заботы? Лучше я расскажу тебе, что меня гложет. Ты знаешь, есть у меня тысяча хол­мов, а вкруг той тысячи холмов есть еще тысяча хол­мов, а в том месте бесы[8]. Ноги у бесов этих петуши­ные, и нет у них никакой силы в ногах[9]. Вот они и высасывают молоко из моих ног[10], оттого и у меня нет силы в ногах[11]. Есть лекарство для моих ног, пыль[12] такая, да вот налетает ветер и развевает и рассеивает ее.



[1] бросили его и убежали. В процессе родов человек теряет знание, кото­рым обладала его душа до рождения, и возможность странствовать в высоких мирах. И остается душа беспомощной в его теле.

[2] вывалился из подводы на землю — перестал думать о материальных по­требностях.

[3] не мог уже и стоять, потому что разбойники, силы зла, еще больше ос­лабили его ноги — символ веры.

[4] четырехгранный. Упомянуты в ис­тории только две стороны: одна позво­ляет получать необходимые сведения, а вторая связана с исцелением. Возмож­но, два краеугольных камня — это Тора и молитва.

[5] где день с ночью сходятся. Как написано в ключевом для этой истории первом псалме: «Только к Торе Бога влечение его, Тору изучает он днем и ночью». То есть, таким способом соеди­няются день и ночь.

[6] луна вместе с солнцем. Солнце — мудрость. Луна — малхут, а также, та сила, которую Бог дает нам, чтобы по­стигать Тору, и еще, вера, благодаря которой мудрость делается плодотвор­ной.

[7] дерево — «Древо, посаженное у потоков вод, приносящее свой плод вовремя, чей лист не увядает» (Теилим, 1:3).

[8] а в том месте бесы — это горы Востока, откуда черпал силы Бильам. Бесы, согласно традиции, возникают в сумерках перед Шабат, которая связа­на со сфирой малхут.

[9]и нету них никакой силы в ногах в соответствии с тем, что сказано в Зоаре: «У лжи нет ног».

[10] высасывают молоко из моих ног.

Как уже было сказано, малхут спуска­ется в мир Брия, в котором силы зла могут получать от нее жизненность. Как сказано в Мишлей: «Ноги ее нисходят до смерти». Ноги — это вовлеченность в мирское, но также и вера. Поэтому сказано: «Пусть продаст человек столбы своего дома, чтобы купить обувь» (Шабат).

[11] у меня нет силы в ногах. Ослабле­ние луны — это ослабление веры, пото­му что бесы похищают силу, а деревья, которые могут их уничтожить, не поли­вают.

[12] пыль — здесь, возможно, обычные молитвы, которым препятствует нечис­тый ветер.