3
Публикуется с разрешения издательства "Еврейская книга".
Купить в магазине издательства "Еврейская книга"
А она стала приближаться на корабле ко дворцу, но потом решила про себя: зачем ей дворец. Но послал царь, и вернули корабль и привели ее[1] к нему во дворец. А этот царь не был женат[2], так уж случилось, что не выбрал он никого: кого хотел, его не хотели — и наоборот. И когда попала туда дочь императора, попросила поклясться, что не тронет ее, пока не возьмет в жены по закону. И поклялся ей. И еще сказала ему, чтоб не открывал корабля и не касался его, только чтобы стоял корабль у берега, пока не поженятся, и лишь тогда пускай все увидят, как много в нем товаров, чтобы не говорили, что берет себе в жены нищую невесту. И обещал ей царь. И царь написал во все страны, чтобы собрать всех на свою свадьбу. И построил дворец для нее. А она потребовала, чтоб доставили ей одиннадцать девушек[3] — дочерей самых главных воевод, чтобы были при ней. И приказал царь, и послали ей одиннадцать девушек — дочерей самых главных министров, и построили каждой из них особую залу. И они, бывало, собирались у нее, и играли на музыкальных инструментах и развлекали ее различными играми.
Однажды она сказала им, что пойдет с ними на море. Пошли они и затеяли там игру, и сказала она, что хочет уважить их, хорошим вином[4], припасенным у нее, попотчевать. И дала им того вина, что было на корабле, и опьянели они, попадали с ног и разлеглись там, на корабле. А она пошла и отчалила судно, и распустила паруса, и бежала на том корабле.
А царь и его люди выглянули и увидели, что корабля нет, и испугались очень. И сказал царь: «Смотрите, чтоб не обмолвиться ей случайно, потому что она будет печалиться и жалеть очень о таком дорогом корабле (ведь он не знал, что она сама убежала с кораблем; и думал, что она у себя в опочивальне). Мол, лучше пусть считает, что царь отдал кому-то корабль, только надо послать какую-нибудь из дочерей министров, чтобы поведала о том как-нибудь исподволь». И пошли в одну комнату — нет никого, и так обошли все одиннадцать комнат и никого не нашли. И решили послать к ней вечером старуху-служанку, чтобы сказала. Зашли в опочивальню — и там ни души. И испугались очень. А отцы этих одиннадцати девушек привыкли посылать дочерям регулярно письма. А теперь видят, что они посылают письма и нет им никакого ответа от дочерей. Собрались министры и поехали сами туда, и не нашли дочерей, и разгневались очень, и решили послать царя на каторгу, ведь они все-таки министры государства, но передумали — за какой грех каторгой наказывать, поскольку и тот сам против своей воли попал в силок. И договорились: лишить его царства и изгнать. И лишили его царства, и изгнали. И пошел себе.
А она плыла на корабле. Потом пробудились дочери министров и сказали ей:
— Давай возвратимся. А она отвечает им:
— Поиграйте здесь еще немножко. Потом налетела буря-ураган, и они говорят:
— Давай воротимся домой! — Тогда известила их, что корабль уже в открытом море. Они спрашивают ее:
— Зачем ты сделала это?
Ответила она, что боялась — разобьет ураган корабль, и потому надо было распустить паруса, — так и вышли в море.
И плыли они по морю, и играли на лютнях[5]. И вот увидели дворец. Сказали ей девушки: — Давай подплывем к нему! — И не хотела. Дескать, кается, что уже один раз подплыла ко дворцу. Потом увидели: вроде как остров. И подплыли к нему. А жили там двенадцать разбойников[6] — захотели они убить девушек[7].
[1] привели ее — против воли, а с сыном купца она пошла сама.
[2] не был женат. Поэтому дочь императора отвергает его. Только женатому дается Тора. Все три первых клипы неженаты в силу неспособности стать частью настоящей пары. Для счастливого брака нужна святость, а для ее достижения необходимо знание, даат.
[3] одиннадцать девушек. В Персии (вторая клипа) столько же получила Эстер перед замужеством. Они символизируют одиннадцать благовоний, входящих в воскурение, которое приносили в Храме. Впоследствии эти девушки убивают разбойников — намек на то, что воскурения спасают от мора.
Воскурение включает в себя десять благовоний и одну добавку с неприятным запахом (хельбена). Это подобно грешнику, присоединяющемуся к минь- яну (десятерым — минимальному числу евреев, составляющих молитвенное собрание, общину) праведников, как сказано: «Пост, в котором не участвуют грешники Израиля, не пост».
Десять благовоний соответствуют десяти речениям, которыми сотворен мир, а хельбена — одиннадцатому высказыванию: «Нехорошо человеку бьггь одному». Итак, одиннадцатое речение — это «нехорошо» (лотов).
Благовония символизируют радость. От второй клипы — облака, исходит «облако воскурений». Имя Мордехай расшифровывается как мар дахья — первое благовоние из смеси воскурения. Именно из Персии, выходят евреи, чтобы отстроить Храм, и это связано с тайной воскурения.
[4] вином. Вино впрямую связано с первой клипой, однако ее мощь им преодолена. Таким же образом в дальнейшем вино помогает победить более сильную клипу.
[5] играли на лютнях. Она приобщала их к святости. Благодаря музыке клипа поднимается до святости.
[6] двенадцать разбойников — третья клипа — огонь. Это изгнание в Эдом. В Персии его символом становится Аман – потомок Эйсава и его внука Амалека. Двенадцать сыновей Эйсава, или одиннадцать клипот и ангел зла Самаэль.
[7] захотели они убить девушек. Эй- сав агрессивен как огонь, он хочет убить Яакова. Его внук Амалек первым напал на Израиль.