Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

История вторая. О ЦАРСКОМ СЫНЕ И ДОЧЕРИ ИМПЕРАТОРА

О ЦАРСКОМ СЫНЕ И ДОЧЕРИ ИМПЕРАТОРА


Публикуется с разрешения издательства "Еврейская книга".

Купить в магазине издательства "Еврейская книга"


Жил-был император[1] у которого не было детей, и один царь[2], у которого тоже не было детей. И отправился император бродить[3] по белу свету и искать какой-нибудь совет или лекарство, чтобы родить детей. Также и царь отправился в путь, и тоже за тем же. И вот свел их случай на одном постоялом дворе. И они не знали друг друга[4]. И признал император царя по цар­ским манерам, и царь так же признал императора. И спросил император царя, кто он, и тот ему сказал. Также и царь спросил императора, и тот сказал ему. И призна­лись друг другу, по какой нужде бродят по свету. И вот связали они себя договором[5], что если они вернутся домой и родятся у одного сын, а у другого дочь, то, как только достигнут дети того возраста, что можно же­нить, поженят их друг на друге. И вот поехал император домой[6], и родилась у него дочь[7]. И поехал царь домой, и у него родился сын[8]. И забыли[9] оба про тот договор.

А потом послал император дочь учиться, и царь также послал сына. И вышло так[10], что попали они к одному учителю, и полюбили очень друг друга, и договорились[11] пожениться. И достал царский сын коль­цо[12], и одел ей на руку, так они и обручились. Потом послал император за дочерью и доставили ее домой. Также и царь послал за сыном, и его доставили домой. И стали говорить о сватовстве[13], а дочь императора не хотела ни о каком сватовстве даже слушать, ведь они были помолвлены. А сын царя очень тосковал по ней. И дочь императора тоже все время грустила и печаль­на была, и бывало, водил император ее по великолеп­ным дворам и дворцам его, стараясь развеять ее пе­чаль, и несмотря на все эти красоты и великолепие, была она неизменно печальна. И так же царский сын тосковал по ней, что от тоски заболел. А как спрашива­ли у него, отчего он хворает, не хотел говорить. Тогда сказали его слуге[14]: «Авось, ты сумеешь выведать у не­го?» И сказал слуга, что он уже знает, ведь его слуга был всегда при нем, когда тот ездил учиться. И он рассказал им, в чем дело. И тогда только вспомнил царь, что обручил своего сына в тот день, когда встре­тился с императором. И пошел и написал императору письмо, что со своей стороны он готов к свадьбе, как и было прежде у них условлено. Не хотелось императору[15], однако делать нечего, и никак нельзя отказать, и ответил царю, чтобы прислал к нему сына, и он по­смотрит, сможет ли тот управлять государством, и уж тогда отдаст за него дочь. И вот отправил царь к нему сына. Усадил его император в комнате и передал ему государственные бумаги — посмотреть, сможет ли тот управлять государством. А царский сын очень тосковал и жаждал ее видеть, но никак не мог. И вот однажды проходил он во дворце мимо зеркальной стены, и уви­дел ее в зеркале. Подкосились его ноги, и упал без чувств, а она бросилась к нему, привела его в чувство, и рассказала ему все, что не хочет, чтобы сватали ее, так как обручена с ним и предназначена только ему. И он сказал:

— Что же делать? Отец твой не хочет меня. Ответи­ла:

— Даже несмотря на это!..

А потом они обговорили все и решили вместе убе­жать к морю[16]. Так и сделали: наняли корабль[17] и вы­шли в море. Плыли они какое-то время по морю, а потом захотели сойти на берег. И приблизились к берегу, и сошли на берег. А там был лес. Вошли в него. Там сняла дочь императора кольцо и отдала ему[18]. И пошла, и прилегла.

Через некоторое время видит царский сын, что она уже встает, и положил кольцо рядом с ней. Потом собрались, пошли на корабль, а по пути вспомнили, что забыли кольцо. И послала она его за кольцом[19].

Пошел он туда, но никак не мог найти то место, где они были. Так он переходил с места на место, и никак не мог найти кольцо. И пошел дальше и потерял на­правление, и пошел еще и понял, что окончательно заблудился. А потом он увидел какую-то дорогу[20] и по­шел по ней, и вышел в населенное место[21]. И не было у него никакого занятия[22]. Сделался он там слугой[23].



[1] император (кайзер) – сфира хохма, Божественная мудрость, определяю­щая закон, в соответствии с которым Бог творит мир. Она связана с миром только посредством Царя (см. далее).

[2] царь — сфира бина, понятие, интуи­ция, логика, с помощью которой Бог творит мир. По отношению к хохме это женская, воспринимающая сила, а по отношению к миру — мужская.

[3] бродить — они странствовали, что­бы породить детей, т.е. спустились со своих высот с целью сотворить мир.

[4] не знали друг друга — «хохма из­вестна как отец, а бина — как мать» (Зоар). Речь идет о периоде времени, предшествовавшем «познанию» — их соединению.

[5] связали они себя договором — хохма и бина вступили в связь, в результате чего за две тысячи лет до сотворения мира возникла Тора. И они же сказали «Сотворим человека».

[6] домой. Чтобы родились дети, было достаточно заключить договор.

[7] дочь — Шхина, Божественное При­сутствие, или сфира малхут (Царство). Ее обитель — Земля, этот мир, или Уст­ная Тора, мудрость Торы.

[8] сын — высшее воплощение челове­ка, души Израиля, сотворенные еще до творения мира. Весь Израиль соответ­ствует аспекту «Сын Царя».

[9] забыли. Хохма — прошлое, а бина — будущее. Чтобы в памяти существовало настоящее, необходимо их соедине­ние, а они вернулись каждая к себе домой.

[10] и вышло так — договор родителей предопределил будущее детей.

[11] договорились — это возобновле­ние того же договора.

[12] кольцо — это корона Торы, кото­рая связывает ее с Израилем. Дарова­ние Торы в Шавуот уподобляют свадь­бе. Власть над природой дается Израи­лю, а затем Торе. Потеря кольца раз­деляет сына и дочь. Кольцо — это ручной тфилин — наматывая ремень на палец, еврей обручается с Торой. А также, вера и брит-мила (обрезание).

[13] говорить о сватовстве — вначале Тору предлагали душам других наро­дов, Ишмаэля и Эйсава (Эдома), и те не захотели, но по-настоящему она была предназначена для Израиля.

[14] слуге — это ангел Метатрон, «ге­ний мира», учитель Торы, Мишна. Он обитает в мире Ецира.

[15] не хотелось императору хохма видит будущее. Он знает, что человек согрешит и окажется недостоин Торы.

[16] К морю — это символ бины, нижних миров, место пребывания злых сил.

[17] наняли корабль — нижняя из сфирот-малхут. Символ женского начала, пассивности. Малхут не имеет ничего своего и получает жизненность от выс­ших сфирот.

[18] сняла дочь императора кольцо и отдала ему. Отделение ради возвыше­ния. В этом проявляется идея «бежать и возвращаться». Кольцо (табаат) — ука­зание на тева — природу. Тора и власть над природой отданы Израилю.

[19] и послала она его за кольцом. Подобно родителям, которые забыли о своем союзе, также и они забывают кольцо веры или Торы, или связи Торы и природы. Израиль должен осуществ­лять эту связь, живя по закону.

[20] дорогу — путь раскаяния, который всегда открыт, путь возвращения к То­ре.

[21] населенное место — страна царя Другой Стороны (клипат нога), место, куда дочь отправляет всех, чтобы они впоследствии прибыли к ней на свадь­бу.

[22] занятия — занятие принца, то есть еврейского народа — это Тора. Без невесты (малхут) он не может очистить­ся от клипот, снять с себя шелуху.

[23] слугой. Потому что с Торой евреи — царские сыны, а без Торы — рабы. В соответствии с условием Исхода.