Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

5


Публикуется с разрешения издательства "Еврейская книга".

Купить в магазине издательства "Еврейская книга"


И вот появилось и прошло там большое войско[1] с обозом. Слуга испугался солдат и спрятался[2]. А потом проехала карета[3] и в ней царская дочь. И она остановилась возле спящего, вышла из кареты, присела подле и узнала его. И всеми силами пыталась пробудить[4], но он не пробуждался. И стала причитать[5] над ним: «Вот все труды его и старания, и страшные усилия ради того единственного дня, когда можно было вызволить меня, пропали зря!» И зарыдала о том: «Да снизойдет милосердие великое на него и на меня!… ведь столько лет я здесь и не могу уйти!» И тогда сняла с головы платок[6] и начертала послание на нем своими слезами[7] и покрыла спящего платком. И встала и пошла к каре­те, и уехала оттуда.

Через некоторое время пробудился наместник и спросил слугу: «На каком я свете?» И слуга рассказал ему все, как было. Как шло войско, а за ним карета. И как царская дочь сошла и плакала над ним, и кричала, чтоб снизошло милосердие на него и на нее.

Огляделся он и видит — лежит платок[8]. Спросил: «Откуда это?» Отвечал слуга: «Она начертала на нем слезами». И он взял платок и поднял его, держа против солнца[9]. И постепенно стал различать буквы, и увидел ее рыдания и прочел все ее причитания и еще, что теперь она не в том замке[10], и отыщет он ее тогда, когда найдет золотую гору[11] и жемчужный замок[12].

Оставил он тогда слугу[13] и решил отправиться один. И ходил и искал ее, и так прошло несколько лет, пока однажды не сказал себе: «Конечно же, там, где живут люди, не найти горы из золота и замка из жемчуга, — был он знаток всех карт и летописей мира, — а потому пойду-ка искать в пустынях[14]



[1] войско. Некоторые говорят, что это были солдаты, которые привели принцессу из замка. Они символизиру­ют беды, которые претерпевает чело­век. И его фантазии

[2] спрятался. Потому что на этот раз он был соучастником.

[3] карета (открытая коляска и закрытые экипажи). На иврите меркава (ко­лесница). Ее видел в видении пророк Ехезкель после первого изгнания, это было последнее пророчество во время изгнания. В карете, как мы увидим, едет Царская дочь. Меркава символизирует Шхину, которая уходит в изгнание. В закрытых экипажах (агалот цав — Бемидбар 7:3), или повозках, перевозили Мишкан в пустыне.

[4] пыталась пробудить. Сама Шхина пытается пробудить людей (Израиль), но не может (р. Розенфельд). Когда человек теряет веру из-за интеллекту­ального любопытства, его не может пробудить даже Божественное явле­ние.

[5] причитать. Божественное Присут­ствие, Шхина, сетует, что мы ее не освобождаем (Зоар 3:42а, б).

[6] платок. Он был повязан у нее во­круг головы, что символизирует окру­жающий свет (макифин) ментальной си­лы Шхины.

Концепция макифин (окружающих светов) указывает на идеи, непостижи­мые для сознания.

Передавая платок, она намекает ему, что его ум не в состоянии все осознать. При помощи логики ее не найти. Чтобы найти ее, наместник дол­жен подняться над логикой.

Возможно, это относится к пророче­ству, сказанному об освобождении из семидесятилетнего изгнания в Вавило­не.

Это первое упоминание о платке Царской дочери. Некоторые считают, что платок символизирует утраченную Тору, которую наместник теперь не мо­жет понять.

[7] начертала… слезами. Талмуд го­ворит о Боге, который плачет и льет слезы, отправляя Своих детей в изгна­ние (Брахот 49). Раби Нахман объясня­ет, что эти слезы указывают на то, что Бог заботится об Израиле, что Божест­венное Провидение хранит Израиль от бед. Шхина все еще наблюдает за ев­реями. Раби Нахман также учит, что слезы способны удалить с малхут отпе­чаток зла. Ее слезы помогут ему пре­одолеть негативные аспекты малхут и всем сердцем искать ее.

Возможно, она учит его силе слез. Потом мы увидим, что всякий раз, когда его вера ослабевает, он начинает пла­кать и таким образом преодолевает все трудности. Большое отличие от первой встречи, когда она дала ему четкие наставления. Теперь она пишет слезами, которые трудно увидеть.

Стоит отметить, что и Моше писал о своей смерти (последние восемь пред- ложений Торы) со слезами (Бава батра 15а).

[8] и видит — лежит платок. Когда он проснулся, его интеллект (слуга) дает ему осознать Тору, которую он потерял.

[9] солнца. Раби Нахман учит, что солнце — это мудрость, содержащаяся в каждой вещи. И мы узнаем о провиде­нии Шхины только через хохму, созна­ние.

Раби Нахман также учит, что солнце — это цадик. Если человек хочет увидеть истинную силу слез веры, он должен приблизиться к свету цадика.

Платок — это макифин, которые нельзя понять. Только подняв их к «солн­цу», человек может прочесть послание. Иначе надпись невидима.

Это может также означать способ овладения руах акодеш (пророческим духом). До разрушения Первого Храма этот дух часто проявлялся у людей (Ме­гила 14а). Но после семидесяти лет изгнания пророчество прекратилось, и обрести руах акодеш можно было только через Маасе меркава — посла­ние, оставленное Царской дочерью на меркава (колеснице). Это было не от­крытое и очевидное для всех знание, а начертание невидимых чернил, кото­рое можно было разобрать, только поднеся его к солнцу. Маасе меркава (тайному учению Кабалы) можно учить только того, кто является «хахам амевин мидаато» (мудрецом, который сам способен понять). Наука эта требует света хохмы (Хагига 11б).

[10] она не в том замке. В первый раз она осталась там же, а теперь уехала далеко.

После греха Адама Божественное Присутствие оставалось в том же со­стоянии, так что его мог освободить любой человек. Но после греха Ноаха это могли сделать только потомки Шема, а затем Авраама и Израиля. Шхи­на как бы удалилась.

Это нашло отражение в двух изгна­ниях. После египетского изгнания Бо­жественное Присутствие можно было обнаружить в пророчестве. А после вавилонского изгнания пророчество прекратилось. Теперь ощутить Божест­венное Присутствие стало намного труднее.

И сначала наместник мог выбрать любое место, какое пожелает. А те­перь ему нужно было для ее освобож­дения найти золотую гору.

[11] золотую гору. Этот образ — ключ ко второй части истории. Из контекста следует, что обычное богатство ничего не стоит. На это указывает вопрос ве­ликана: «Что там у них в цене»? Шхина скрыта в месте несказанного богатст­ва. Далее станет понятно, что речь идет о Будущем Мире.

Раби Нахман учит, что для более глубокого понимания Торы (обнаруже­ния Шхины) нужно большое богатство. Чтобы найти Царскую дочь, человек должен найти золотую гору.

Упоминание о богатстве содержит в себе намек на Ковчег, который был покрыт золотом. Параллельно земно­му Храму существует небесный Храм. На него, возможно, и указывает замок на горе. Это источник богатства со стороны святости.

Одна из причин, почему его трудно найти, заключается в том, что Ковчег не занимает никакого места (Бава батра 99а).

Может быть, гора символизирует Ковчег, поскольку пророчество исходит из пространства между двумя золотыми херувимами на крышке Ковчега. А те­перь он скрыт в высоте.

Гора может символизировать и ме­сто душ. Учат, что очищение душ по­добно очищению золота (При эц хаим, Шаар амаца 1). И еще передают, что Шхина проходит через рай — место праведных душ в мире Брия(Шаар ака- ванот, Тикун лайла 4). Это может быть связано сАравот, где Бог хранит Свои сокровища, а также души (Хагига 12б).

Вначале, чтобы освободить Шхину, достаточно было соблюдать семь запо­ведей Ноаха (и его потомков — неевре­ев). А теперь потребовались 613 запо­ведей Торы. Для того, чтобы выполнять первоначальные семь заповедей, день­ги не требуются. А для исполнения 613 заповедей нужны деньги, поскольку нужно изготовить разные ритуальные предметы.

Некоторые говорят, что на золотую гору как символ Будущего Мира указывают слова из Иова (28:6-8): «Место сапфира — камни ее; а песок — золото в нем. Тропа там неведома даже стер­вятнику, и глаз коршуна ее не видал. Не ступали там хищники, и лев не ходил». Поэтому дальше в этой истории об этой горе не знают ни звери, ни птицы.

А согласно Талмуду, в этих стихах говорится о богатстве Содома (Санhедрин 109а; Зоар 1:106а). Зна­чит, это богатство, которое попало в сферу зла, и его следует снова поднять (Сихот а-Ран 4).

Но строки Писания продолжают: «А мудрость где обретается… ее не купишь за золото…» (Иов 28:12, 15). И дальше: «Откуда исходит мудрость… Она скры­та от глаз всего живого (зверей — хай) и утаена от птиц в небе… Но Бог понима­ет ее путь и знает ее место… Когда ветру Он дает вес…» (Иов 28:20-25). Это может быть отнесено к Торе.

Согласно Зоару, имеется в виду есод хохма (раби Хаим Виталь к Зоару 3:193б). Это радость (есод), которую получают от интуитивного знания (хох­ма). Радость, которую человек получает от вспышки прозрения, выше, чем ра­дость от золота. Возможно, что озаре­ние — это та самая золотая гора, кото­рую ищет наместник. Люди разубежда­ют его, говоря, что ее не существует.

[12] жемчужный замок. Есть мнение, что это Святая Святых небесного Хра­ма (Мишлей 3:15). Он может быть свя­зан с Авраамом, у которого была дочь и жемчужина (Бава батра 16а). Эта жемчужина также символизирует муд­рость (Рашба к Эйн Яаков).

Говорят, что жемчужина связана со снами (Тикуней Зоар 70,129б; Баир 41) и некудой (точкой) «холем», символом сфиры тиферет.

Раньше дочь царя находилась в зам­ке, а теперь сам замок стал жемчужи­ной.

[13] оставил он тогда слугу. В первый раз он оставлял коня. До первого испы­тания ему нужно было преодолеть толь­ко физические желания. А сейчас оста­вить и слугу, интеллект, и руководство­ваться только эмуной (чистой верой). А по мнению тех, кто считает, что слуга — это душа, речь идет о радикальном очищении, когда остаются позади даже низшие сферы души (р. Розенфельд).

[14] в пустынях. «Не найти ее в земле обитаемой» (Иов 28:13; Биур аликутим 60:67).