"Яакову, искупившему Авраама"

Что означает "Яаков, искупивший Авраама"? Яаков - это качество рахамим (милосердия, сострадания). Сегодня говорят "эмпатия". Авраам - это любовь. Иногда любовь угасает, или возникают разногласия между друзьями. Тогда на помощь приходит "Яаков, искупивший Авраама" - эмпатия, сопереживание, уничтожающая разногласия и пробуждающая любовь.

*

Рав говорил об этом на уроке, и в этот шабат у меня было несколько поводов задуматься над смыслом этого стиха.

В синагоге в Кфар Хабаде, где я молился, были разбросаны листовки, объяснявшие, почему не следует идти в армию. "Армия - это чисто воспитательное учреждение", "армии не нужны харейдим", "Ребе был против того чтобы идти в армию" и т.д.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Сущность и "нарратив"

Что такое "сущность", и что означает "Б-жественная сущность"?

Проще, наверное, сначала понять, что означает Тора. "Тора — Ор". Тора - свет. Другими словами, Тора - это "нарратив", это история, которую Вс-вышний рассказывает о себе...

До поры это работает.

Но наступает момент, когда человек говорит: хватит! Мне надоело слушать истории. Или ты говоришь всерьез и на равных, или я ухожу.

И это баал тшува. И поэтому тшува "затрагивает" ацмут, сущность. Баал тшува - это тот, кто не "ведется" на "нарративы".

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Любви и страха тебе не хватает?

Вспомнилась одна майса.

Лет тридцать назад, когда я только делал свои первые шаги в Хабаде, в Москву приехали два хабадских шалиаха. Одного звали Ави Тауб, другого Давид Нахшон. Официально они приехали как бизнесмены, но фактически они были посланники Ребе. Дело было в 1988 году. Я был свежий хабадник, только-только начинавший читать Танию. Мистика приводила меня в восторг, мне казалось, что все, что говорится в Тании это руководство к действию здесь и сейчас. Я как раз дошел до того места (собственно, в Тании полно таких мест), где говорится о любви и страхе перед Вс-вышним. Я читал, читал, и никак не мог понять, что это за любовь и что это за страх, и самое главное, как их в себе пробудить. Меня жутко терзала мысль, что, наверное, все вокруг уже давно пробудили в себе эту самую любовь и этот самый страх, а вот я один такой остался, такой, понимаете ли, законченный грешник, не ощущающий в себе ни любви, ни страха перед Б-гом, да и, собственно, особой веры тоже.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Рав Шломо Карлебах (1925-1995)[1]

Рав Шломо Карлибах, один из наиболее известных и влиятельных людей в еврейской жизни 20 века, умер в возрасте 69 лет, 16 хешвана 5755 (1994) года, оставив после себя сотни тысяч скорбящих приверженцев и учеников по всему миру.

Рав Шломо, которого зачастую называли "танцующим раввином", "поющим раввином", или даже "раввином-хиппи", стал, возможно, одной из самых оригинальных и творческих личностей двадцатого века. По своему влиянию, охватывавшему весь мир, и по интересу, который он пробуждал по всему миру, наверное, только Любавичский Ребе был впереди него. Имя рава Карлибаха стало нарицательным, и в глазах многих людей он считался отцом современной еврейской музыки (в заслугу десятков альбомов, которые он выпустил), и одним из отцов движения тшувы. Он строил мосты между людьми и направлениями, и был послом любви и радости, неся благую весть открытости, обнимающую всех, которая была обращена к сердцам как евреев, так и неевреев, всех типов и видов. Его последователи представляют весь спектр еврейства, но среди них находятся также искатели духовности всех религий, на любой межрелигиозной конференции ощущается его присутствие.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

"Моше, человек Б-га"

Пели нигун 12-13 тамуза, "Арур Аман". Лехаим лехаим!

Сегодня великая илула[1] и также день рождения Моше рабейну. Мы также находимся уже в канун 8 адара, после молитвы маарив[2], первый день руководства Йеошуа бин Нун, который вводит народ Израиля в землю Израиля. Это можно объяснить подобно тому, как хасиды объясняют смысл дат йуд шват[3] и йуд алеф шват[4]. Это также день, в который Моше рабейну родился. Следует сказать, что "душа его во мне[5]" (так Ребе сказал относительно предыдущего Ребе), раскрытие души Моше в Йеошуа это сейчас, в канун 8 адара.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Гибкость синтеза (3)

Еженедельный урок, гл. Балак

Чтобы подойти к центральной идее нашего сегодняшнего урока, нужно повторить то, что мы говорили в прошлый раз, что один из основных примеров тезы, антитезы и синтеза в Торе это первый день Творения. Сначала было "в начале тьма и потом свет", и потом "день один". Сначала тьма, потом свет, и в конце - "и был вечер и было утро день один". Классический пример.

Мы хотим объяснить сегодня, почему все это учение о тезе, антитезе, и синтезе мы называем "маасэ меркава" ("тайной созидания"). Поскольку действительно это нечто очень глубокое, это совершенно не просто, это не так просто, как один-два-три. Каждый из них может быть каждым из них. Теза может быть также антитезой, и может быть также синтезом. И то же в отношении антитезы. Все может быть всем. Мы покажем это на примере выражения "в начале тьма":

Рубрика: | Добавить комментарий

Люди "кав[1]" продолжают биться головой об стену

15 ава 2019

Я не ученик рава Кука. Я вырос в другом бейт мидраше[3]. Рав Кук сказал, что Б-г обращается к нам посредством истории. Меня же учили, что он разговаривает с нами посредством Торы. Чем дальше продвигается исторический процесс, тем в большей степени многие ученики рава Кука стоят перед трудным вызовом. Рав Кук объяснял исторические события своей эпохи, и видел в возвращении Израиля на свою землю процесс духовного поднятия миров перед избавлением. Но с тех пор прошло почти сто лет. Есть новая история, и требуется дать ей новую трактовку.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Гибкость синтеза (2)

Еженедельный урок, гл. Балак

Первая часть: синтез Ребе и синтез "бейнони"

Попробуем понять это более глубоко. В чем основное различие между Алтер Ребе с одной стороны, и между р. Авраамом из Калиска и остальными праведниками, учениками Магида?

Основное различие следует искать в их биографии, в их жизненном пути. Кем был р. Авраам из Калиска? Может быть, кто-нибудь помнит? Он был одним из лучших учеников Виленского Гаона. Лучшим из лучших.

Почему миснагдим, почему Виленский гаон так сильно выступили против учения хасидизма?

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Вызов времени: прекратить разделять на "религиозных" и "светских"

Йоав Сорек — известный израильский религиозный публицист. "Вики" сообщает о нем, что несколько лет назад он "снял кипу", оставшись при этом верным традициям. В последние две недели его имя стало широко известно в результате теракта, в котором погиб его сын, да отмстит Вс-вышний его кровь.

Собственно, это также то, что побудило меня заинтересоваться тем, что он говорит. На мой взгляд, это настоящее окровение, основанное на глубоком религиозном чувстве, на ощущении ответственности перед своим народом и историей. Понятно, что сама это позиция - это скорее приглашение к обсуждению. Тем не менее, мне кажется, что этот вопрос назрел, и предлагаемая Сореком модель устранения деления на "светских" и "религиозных" жизненно необходимо больше всего именно "русскому" сектору израильского общества. (прим. переводчика)

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Гибкость синтеза (1)

Еженедельный урок, гл. Балак

Пели нигун "весь этот мир суета сует".

Добрый вечер всем!

Я просил петь этот нигун, потому что он имеет отношение к нашей теме.

Мы уже дважды говорили о тезе, антитезе и синтезе. В прошлый раз мы говорили о движении хасидизма в общем, с чего оно начиналось. Началось ли оно как антитеза к тому, что существовало до него, или же оно началось как "теза", как нечто совершенно новое. Мы сказали, что были такие праведники, которые хотели, чтобы хасидизм стал именно тезой, новой страницей, новой главой.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий