Тшува - милость или свобода?

Что можно сказать о тшуве?

Как и многие другие понятия из нашего религиозного лексикона, так и понятие «тшувы» в известной степени потеряло свой смысл, из него постарались удалить все его острые и особенные «колючки» и «занозы» - которые, собственно, придавали ему смысл.

Мы уже не способны различить в переживании тшувы чувства утешения, боли, раскаяния, мира и возвращения к душевному покою

Находим ли мы эти чувства в синагоге? В молитве «Дней Трепета»?

Способен ли язык религии, задача которого, как это говорит рабби Цадок, рав Кук и другие, «вернуть нас к самим себе, оживить в нас основы нашего существования — исполнить эти задачи?

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Современный иудаизм

Может это кому-то покажется «кфирой» (отрицанием основ), но современный иудаизм похож, как бы это сказать…

Иногда показывают по телевизору - знаете, старые одинокие люди, почти не выходящие из дому, и весь дом, вся квартира забита хламом. Так, что для этого одинокого старика уже почти не остается места, где жить. Но выбросить? - Он не готов ничего выбросить. Все нужно, все ценно, все необходимо. Весь хлам...

Можно привести, может, чуть более "политкорректный" пример. Библиотека. У меня, скажем, однокомнатная квартира. И вот я покупаю один книжный шкаф, второй, третий, двадцать пятый... А жить где?

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Душа не «религиозна»

Нужно понять простую вещь. Душа не "религиозна" (и также не "антирелигиозна"). Собственно, Б-г тоже не "религиозен".

Душа, это как объясняется в хасидизме, это "простой свет". Б-г, собственно, тоже...

Дальше этот "простой свет" облачается в сосуды.

Если этот "простой свет" облачается в сосуды разума - это выражается в стремлении к справедливости и равенству, в развитии науки

Если этот простой свет облачается в эмоции - это выражается в стремлении к добру и жалости.

Иногда этот свет облачается в подсознание - и это находит свое выражение в религиозных чувствах (которые, в свою очередь, выражаются соответственно воспитанию, нации, конфессии и т.д.)

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Четыре уровня в Торе - буквы, коронки букв, гласные, таамим (музыка, контилляция).

Есть четыре уровня в Торе - буквы, коронки букв, гласные, таамим (музыка, контилляция).

Есть много объяснений, что это значит, я подумал, что можно объяснить так:

На уровне "буквы" единственное что интересует это буква закона. Это то, что называется "гирса" (букв. «зубрежка»)

На уровне "тагим" (коронки) главный интерес - это детали и детали деталей закона. Как сказали мудрецы "тонны галахот на каждой коронке буквы".

На уровне "тнуот" (звуки, гласные) нам нужно это каким-то образом произнести. Для этого нужно устранить видимые противоречия между законами. Есть целая система в еврейской фонетике как одни звуки трансформируются в другие, для удобства произношения. Так и здесь, чтобы это можно было как-то "произнести", нужны правила, как вести себя когда один закон сталкивается с другим. Это то, что называется "сварА" (букв. «рассуждение»)

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Сокрытые силы души

Есть ворт, который я слышал от рава Гинзбурга несколько недель назад. Ворт касался того, что говорится в Кетер Шем Тов 35.

Там рассказывается следующая притча. Однажды царь леса разгневался на местное население. И все жители леса пребывали в большом страхе.

Однако, вызвался лис, и сказал: я пойду к царю (ко льву), и сумею убедить его сменить гнев на милость....

Лис пошел к царю, однако, как только он вошел, он так испугался, что забыл все свои басни...

В страхе он вернулся назад, и сказал лесному братству: ребята, спасайтесь сами, как можете...

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Движение мусара и движение хасидизма

Почему заявление Юваля Даяна не выходит у меня из головы уже двое суток?

Я не учился у него или с ним вместе.

Я никогда не принимал участие в группах, изучающих учения рабби Нахмана — по разного рода причинам.

Я отношусь к старому бет мидрашу, который берет свое начало в движении «мусар», которое много занимается само-критикой, и исправлением моральных качество человека, но почти что не говорит о самом Б-ге.

Духовное движение поиска интимной связи со Вс-вышним выражает нечто очень искренее, и поэтому также очень напрягает более старую традицию. Как будто бы кто то стоит напротив тебя и предлагает иной взгляд на Небеса. Зачем ограничиваться посредниками (Хазаль и мудрецы поколений) если можно дотронуться до самих небес?

Рубрика: | Добавить комментарий

Реформа и ортодоксия — война, в которой все проигрывыают

Из уроков рава Ашкенази в «Торат а-толадот», сборник 6

Нужно понять, что различие между реформистами и ортодоксами у ашкеназских евреев, это не началось, как это обычно думают. Реформисты были первыми. И ответом была ортодоксия. Это невела и это трейфа. И мудрецы поколения в Германии, когда началась система «Тора вместе с дерех эрец», мудрецы поколения, настоящие судьи, были против этого, не хотели этого. Они наложили херем на это!

«Вы выводите себя из общины народа Израиля»? Создаете отдельные общины? Я имею в виду, ортодоксальные? Это катастрофа! Они не хотели слышать об этом!

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Греческая мудрость и вавилонская мудрость

Не знаю, правильно ли я понял, но такое впечатление, что Маниту утверждает, что отличие "еврейских" мозгов от "греческих" состоит в том, что "греческие" мозги дедуктивны, а "еврейские" индуктивны.

Греческая мудрость идет от общего к частному. От какого-то минимального множества аксиом к реальности. В этом смысле, греческая мудрость, как бы "по определению" схоластична.

Еврейские мозги, наоборот, идут от частного к общему. Если смотреть на то, что говорит Маниту, это не только еврейские, это вообще ближневосточные мозги. Вавилонские, персидские. Вавилонский Талмуд.

Рубрика: | Добавить комментарий

О Ювале Даяне и других «отступниках»[1]

Мужество высказать открыто то, что ты думаешь, считается достоинством только в обществе, которое наказывает тебя за твои мысли и твои желания.

Поэтому с первого взгляда, я не очень удивился тому, что Юваль Даян восстает против общественной нормы. Он проделал это, когда сделал тшуву. И сейчас он сделал это снова.

Но на второй взгляд, его пост стал для меня знаком Свыше.

*

Много лет назад я дискутировал с одним ученым адвокатом. Он называл себя «апикоресом».

Когда я сказал ему, что он не «апикорес» а «ам-аарец», он очень обиделся. Тогда я объяснил ему, что для того, чтобы удостоиться звания апикорес, нужно сначала много учиться, и только потом, если ты «возвратишься к вопросу» как это принято сегодня говорить, ты можешь называть тебя «апикорес». Не каждый, отрицающий святыни Израиля, может носить звание апикорес.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Отклик на пост[1] Юваля Даяна

История первая. Несколько лет назад, когда я жил в религиозном поселении для бреславских баалей тшува, прошел слух, что приезжает совершенно особенный лектор, который проведет здесь урок. Все оживились, поскольку про него говорили, что его уроки нечто, и просто обязаны прийти его слушать. Я пришел, как все. Прошло несколько минут, и я почувствовал себя плохо. То, что он говорил — не имело никакоьго отношения к тому, что мне было известно как иудаизм, Тора, хасидизм или даже Бреслав. Это были какие-то мантры в стиле Нью Эйдж, от которого я уже успел очнуться: «услышать ребенка внутри себя, который знает лучше всех», пренебрежение к любому голосу разума или взрослого, преклонение перед миром Хаоса, и т.д. Я сам хасид, но перед тем, что он говорил и транслировал, я почувствовал себя «миснагидом». Через двадцать минут я не выдержал, встал и вышел.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий