Магид и гаон

В одном городе жили двое молодых людей, учили они вместе Шулхан Арух, раздел Йорэ Деа, и возникла у них трудность с пониманием слов одного из важнейших комментаторов ША, которого сокращенно называют ТаЗ («Турей Заав»). Пришли они к раввину своего городка, показали ему это трудное место, и попросили объяснить. Однако и раввин местечка оказался не в состоянии объяснить это трудное место. Рав был, по-видимому, большой талмудист, и очень этому огорчился.

Через некоторое время ТаЗ пришел к этому раввину во сне, и сказал ему: «я готов раскрыть тебе смысл моих слов, но с условием, что ты поклянешься, что поедешь к Магиду из Межерича». Рав согласился, и ТаЗ объяснил ему это трудное место…

Утром, рав позвал к себе этих двух молодых людей, и разрешил их вопрос. Вместе с тем, его терзали глубокие сомнения, стоит ли ему исполнить свое обещание и поехать к Магиду, или нет. В конце концов, он пошел к Виленскому Гаону, и рассказал ему обо всем. Гаон сказал, что он должен ехать, но приказал ему, обратить внимание в Межериче на две вещи:

А. Есть ли «руах акодеш» (святой дух, дух пророчества) у учеников Магида.

Б. Есть ли у них трепет перед их учителем.

Кроме того, Гаон показал этому раввину на определенное трудное место в Зоаре, и попросил его выяснить у Магида его смысл.

Наш рав поехал в Межерич. Только он вошел в бет мидраш, как он слышит одного из учеников Магида, это был рабби Леви Ицхак из Бердичева, учит Гемару в Бава Мециа. «если когда он должен он признается, то почему же он не возвращает». Рабби Леви Ицхак говорит как бы про себя: «если когда он должен — он признает своей долг» — если Гаон из Вильно признает, что есть что-то в Межериче, «то почему же он не возвращает» - почему же он сам не приедет сюда»?

Убедился рав, что у учеников Магида есть дух пророчества.

Через некоторое время он услышал стук костылей, и немедленно пал трепет на всех учеников. Это были костыли Магида, на которые он опирался, ибо у него были больные ноги.

Убедился раввин, что ученики Магида трепещут перед своим учителем.

Теперь, ему нужно был исполнить третью просьбу Гаона. Он вошел к Магиду, и еще не успел открыть рта, как сказал ему праведник: «В двух вещах мы выдержали испытание. Если он хочет знать третье, пусть Гаон приедет сюда сам, и объясним ему слова Зоара».

Этот раввин вернулся в Вильно, и рассказал Гаону о том, что он увидел. Гаон уже взял талит и тфилин, чтобы ехать в Межерич, однако, по какой-то причине, эта поездка не состоялась и он остался дома…

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Ребе моего Ребе…

Когда человек обращается к пути заслуги, «поколение, которое будет достойно» - также с Небес «измеряют» его, и сообщают ему, что как бы ни были велики его заслуги, но то великое избавление, которого он ждет, не зависит от заслуг, которые он способен достичь своими силами. И он вынужден возвратиться, при всей важности «поколения, которое заслужит», к той ступени, которой он способен достичь своими заслугами — к ступени относительно близкого и сравнительно понятного ему учителя (и даже там — есть большое сомнение, удостоится ли он, ибо все зависит — в его глазах — от его собственных заслуг).

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Мешиват нафеш - Алеф

Тот, кто хочет вернуться к Вс-вышнему, благословен Он, должен быть очень знающим в галахе, дабы не свалило его и не отдалило его ничто в мире, ни при подъеме, ни при падении. И что бы ни происходило с ним, пусть укрепит себя, и исполнит «если поднимусь на небеса там ты, и опущусь в ад — вот ты», что даже в самой низине преисподней можно приблизить себя к Вс-вышнему, ибо даже там находится Вс-вышний, в аспекте «и опущусь в ад — там ты».

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Эмоции, интуиция и способность принятия решений

Эмоции и мораль
В престижном журнале «Природа» было опубликовано исследование, в которым от участников требовалось принять решения в ситуации моральной дилеммы, воображаемой, но страшной: горный поезд стремительно движется по пути в пропасть, и в конце погибнут пятеро из пассажиров. От участников требовалось нажать на кнопку «да», и тогда поезд сменит маршрут, и в результате погибнет только один человек, так, что четверо остальных спасутся. Все участники нажали на кнопку «да».

В другой версии того же исследования перед опрашиваемыми был представлен подобный случай, но сейчас нажатие на кнопку изменения маршрута привело бы к падению и гибели знакомого им человека. На этот раз большинство опрашиваемых нажали на кнопку «нет», поскольку они чувствовали, что нельзя своими руками убить конкретного человека, чтобы спасти целую группу.

Обе эти дилеммы были представлены перед второй группой участников, которая включала в себя тех, у кого были повреждения в лимбической области мозга, ответственной за эмоции (исследования проводились с помощью МРИ). Большинство обследуемых с поврежденной эмоциональной областью мозга, предложили сбросить с поезда знакомого им человека и убить его ради пользы группы.

Подобные результаты позволяют указать на решающее влияние эмоций на моральные решения. Без участия эмоций человек взвешивает лишь пользу против ущерба. Эмоции и эмпатия это то, что не дают нам нанести ущерб другому человеку, даже если в этом есть польза для группы.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Способна ли Тора соединить разбитый мир (2)?

Где мы найдем источники живой воды в Торе? — Когда мы реализуем «четвертую революцию», и принесем источники Торы наружу, до тех искр, которые существуют у народов мира, которые не готовы удовлетвориться тем, чтобы быть «хасидами народов мира», но тот, у кого есть потенциал принять гиюр — должен принять гиюр, как это произошло в результате чуда Пурима. Это смысл стиха «распространятся источники твои вовне» - в настолько «внешнее» место, что невозможно найти более «внешнее» место, чем это. Если мы не приходим к народам мира — то остается еще «внешнее» место, что-то еще осталось вовне. Нужно чтобы даже то, что представляется наиболее «внешним» и далеким от святости, вошло и оказалось внутри.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Способна ли Тора соединить разбитый мир?

Один из смыслов слова Тора (תורה) на иврите это атара (התרה). Атара означает буквально «развязывать», разрешить то, что было запрещено[3], или развязать узел, освободить то, что было завязано и заключено. Требуется большая мудрость, чтобы развязать (или разрешить) то, что было завязано и запутано. Способность Торы разрешать выражается особенно в разрешении сомнений. Запутанный узел, от которого трудно освободиться, называется сафек (сомнение). Если у тебя есть сомнения в учебе или в основах веры — то ты — в своем сознании — запутан, завязан и заключен (подобно арестанту, в тюрьме, заключенному в кандалы).

Чему нас учит Баал Шем Тов в отношении сомнений? Мы сейчас находимся между субботой «Помни» и Пуримом. В прошедшую субботу мы читали в Торе раздел «Помни, что сделал тебе Амалек», и также в Пурим одна из основных идей в том, чтобы стереть память об Амалеке. Амалек имеет ту же гиматрию, что и слово сафек — сомнение, как это учит Баал Шем Тов. Амалек означает сомнение, экзистенциальное сомнение. Есть разного рода сомнения. У хасидов было сомнение, существуют ли они вообще: Вс-вышний, говорили они, несомненно, существует. Вопрос — и это хороший вопрос, экзистенциальный вопрос, существую ли я вообще (это пример позитивного сомнения, ибо пока человек находится в этом материальном мире, он ощущает себя «йеш», «есть», «обьективной» реальностью).

Сомнение это «узел» в личности, и Тора это разрешение (атара) сомнений. Что означает «разрешить сомнение»? Можно сказать, шутя, что «разрешение сомнения» означает разрешение сомневаться. Это не страшно, что у тебя есть сомнения, это все в порядке…

Как можно сказать, что «сафек», «Амалек» это «все в порядке»?! Тем не менее, возможно, что бывают разрешенные сомнения, как например, сомнение (позитивное) в том, существую ли я или нет. В сфирот Амалек это противоположность сфире даат в святости — «Первый из народов Амалек, но будет уничтожен во веки веков». Даат это способность познания Б-га, связь и контакт со Вс-вышним, как объясняется в Тании. Если у тебя есть «узел» в даат — если у тебя есть сомнения — ты не способен связаться с Б-гом по-настоящему. Этот Амалек-сафек нуждается в разрешении, требуется уничтожить сомнение, ослабляющее мое сознание и мешающее мне связаться с Вс-вышним.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Ликутей Тора глава Мецора (5779)

«Это будет закон (для) прокаженного в день, когда он станет чист» (глава Мецора, 14, 2)

И вот, объясняется в Эц Хаим врата 37, гл. 7, что «причина язв это из-за исталкут (ухода) света хохма, ибо «мецора (прокаженный) подобен мертвому», и сказано (Иов 4, 21) «умрут и не в мудрости» и т.д. См. там.

И чтобы понять это немного, нужно понять идею мохин дэима[1] и мохин дэаба[2]:

Рубрика: , | Метки: | Добавить комментарий

Суббота гл. Мецора 8 нисана 5725

В продолжение объяснения (с точки зрения духовного служения человека) смысла стиха «И будет приведен к коэну»[2], хотя после этого сказано «и выйдет коэн за пределы лагеря», и почему сказано «и будет приведен» (а не «и прийдет»), что означает принудительно — что даже в отношении прокаженного, который «в одиночестве будет сидеть за пределами лагеря», чтобы другие нечистые не находились вместе с ним, за пределами лагеря трех нечистых клипот, обещает Вс-вышний, что «не отторгнется от него отторгнутый»[3], и несомненно, в конечном счете, «и будет приведен к коэну», и даже если он сам этого не желает, то он будет приведен против своей воли.

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Твердость

Вопрос: что это за свойство характера — твердость, которому, с одной стороны все поклоняются, и если мы преклоняемся перед чем то это означает, что это нечто редкое. И с одной стороны поклоняемся твердости, с другой стороны, мы немедленно презираем того, у кого нет этого, как бы, достаточно редкого качества?

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий

Свет без одежд

Есть очень важная тема, одна из основных тем каббалы и хасидут, которая называется כל צמא кол цаме. Это название берется из стиха «Эй, всякий жаждущий, идите к воде[1]», и Хазаль сказали, что «’Вода’ означает здесь Тору». Алтер Ребе объясняет в Тании, что когда человек испытывает жажду к духовности и добру, он не всегда знает, как утолить свою жажду, поэтому пророк должен сказать, «Эй всякий жаждущий, идите к воде», и «вода обозначает здесь Тору».

Так или иначе, величайший из каббалистов после Аризаля, Рашаш, объясняет в своих писаниях, что вся каббала Ари основывается на пяти измерениях реальности, первые буквы которых образуют фразу кол цаме — кейлим (сосуды), лвушим (одежды), цламим (образы), мохин (разум, мозг), орот (света).

Рубрика: | Метки: | Добавить комментарий