Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Хасидское слово - 65

Первый Предыдущий (Random) Следующий Последний

Жаловался хасид раби Зеев-Вольфу из Стрикова:

Евреи жертвовали на строительство Святилища больше того, что от них требовали. Они видели в воздвижении Шатра искупление греха поклонения золотому тельцу. Грех этот совершил весь народ, и строительство Шатра принял на себя весь народ.

Что это, собственно, такое – сотворение тельца? Рамбам говорит, что идолопоклонство не есть отрицание Творца. Возможна вера в существование дополнительных могущественных сил, вместе с верой в «главного» Творца.

Идолопоклонству противостоит не вера в Творца, но вера в единство и единственность Творца, в то, что «нет ничего, кроме Него».

То есть не только нет ничего, что может управлять этим миром, кроме Творца, но и нет ничего, имеющего самостоятельное, «автономное» от Б-га существование. Единственная реальность, единственная творящая и управляющая сила – Вс-вышний.

Одно из указаний Торы гласит: «Во всех твоих путях познавай Его». Мало того, что человек связан с Создателем через изучение Торы и исполнение ее заповедей, – «во всех твоих путях познавай Его». Вся наша жизнь, все, что нас окружает, все, с чем мы связаны, есть результат влияния Б-жественности. В каждом своем поступке в любой области, на «всех твоих путях» существует возможность познавать Творца и служить Ему. Даже обыкновенная прогулка может превратиться в служение Вс-вышнему. Человек уже не просто восторгается природой D он проникается пониманием того, как «велики чудеса Б-жьи».

Таким образом можно понять, почему строительство Шатра Откровения стало искуплением греха золотого тельца. Именно в Шатре исполнились слова Вс-вышнего:

«И поселюсь среди вас» – Б-жественная святость спустилась вниз, расположившись в материальной сущности мира.

Жертвуя свои будничные вещи на строительство Шатра, евреи освящали их, поднимая на самый высокий уровень, доказывая, что существует только Б-г и даже материальные предметы быта предназначены для святости.

– Как страшен этот мир, нет мне в нем места!

– Не так плох мир, как ты думаешь, не так хорош ты, как тебе кажется. Только если познаешь себя, познаешь и мир. И тогда, может оказаться, что вы вполне подходите друг другу.