Хасидское слово - 280
Первый | Предыдущий | (Random) | Следующий | Последний |
(Ответ на письмо)
Вы пишете, что трудно понять, как Всевышний, Который добр и милосерд, посылает в мир землетрясения или извержения вулканов, приносящие огромный ущерб и гибель людей…
Свой ответ я хотел бы начать с простого примера. Предположим, что вы
зашли в дом к человеку, которого мало знаете, и увидели, что он сладко спит или, напротив, трудится напряженно и творчески, в поте лица. В первом случае можно предполо-жить, что это лодырь, живущий серо и бес-полезно. Во втором – что перед нами один из тех, на которых держится мир.
И то, и другое мнение, скорей всего, будет ошибочным. Тот, кто спал, может оказаться дельным и серьезным человеком, который прилег, чтобы перевести дух. А тот, кто трудился, оказывается, делал это, чтобы получить вознаграждение и сразу забыть о делах своих рук.
Общее правило: тот, кто наблюдает лишь малую толику происходящего, в подавляющем большинстве случаев обречен на ошибку. Явление, которое кажется нам плохим, поменяет свою окраску, если мы узнаем, что предшествовало ему и что произойдет потом.
Мы говорим об отдельных ошибках, но тем более это свойственно общему взгляду человека на мир, в котором он живет. Извержения вулканов или землетрясения – это лишь одно звено в цепочке событий, которая началась от сотворения мира и закончится в конце времен. Тот, кто вырвет из этой цепочки одно звено и начнет «анализировать» его – неизбежно ошибется.
Все сказанное – совсем не повод, чтобы еврей считал себя песчинкой в океане мироздания. Знание границы своих возможностей помогает нам нацелить свои силы в том направлении, где еврей незаменим: мы можем переделать этот физический и низкий мир и сделать его жилищем Творца. Тогда изменится земля, мудрость Б-га зальет весь мир. И многие тайны перестанут таковыми быть.