Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вайигаш

Праотец наш, Яаков, носил, как известно, также имя Исраэль. Этим именем названы и мы, его потомки, и наша Земля.

Еще нас называют иудеями — сынами Иеуды. И, хотя есть среди нас потомки других сыновей Яакова (в том числе и все колено Леви), нас называют по имени наиболее многочисленного колена.

Но как объяснить, что мы носим еще и имя сыновей Йосефа?

Раши приводит такое объяснение:

«Йосеф спас братьев в голодные годы, поддержал и прокормил их, поэтому народ назван его именем».

На первый взгляд, этот комментарий мало что объясняет. Попробуем разобраться в нем поглубже.

Каббала и хасидизм утверждают, что любое физическое явление в нашем мире начинается и однозначно следует из процессов духовных, структурно подобных.

Из этого, казалось бы, совершенно абстрактного утверждения вытекает вполне конкретный и касающийся нашей темы вывод.

Душа Йосефа служит источником «пропитания», опорой для евреев в годы духовного голода, в годы гонений на веру.

Отражение этой духовной закономерности в материальном мире — история о том, как Йосеф прокормил братьев в голодные годы.

В чем же отличие Йосефа от его братьев?

Почему именно он смог стать опорой для них?

Братья-пастухи избрали путь служения Всевышнему, который можно условно назвать «отшельничеством»: большую часть своей жизни они провели вдалеке от «мира», на безлюдных просторах со стадами.

Им было куда проще достичь духовного совершенства, чем брату в Египте.

Йосеф же все время находился в центре «мирской суеты»: управлял поместьем Потифара, в тюрьме был старшим над узниками, и, наконец, стал правителем Египта.

Всегда окруженный людьми, обремененный ответственностью и заботами, он в то же время оставался глубоко верующим евреем. Прагматик, человек действия, он не пошел на компромисс в жизни духовной.

Единственный из сынов Яакова, он большую часть жизни провел в горьком изгнании и остался евреем, как и в начале пути, на Святой земле.

Еврейский народ, находясь в жестоком рабстве, остается народом Йосефа, остается самим собой.