Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вайера

«А Аврааму было сто лет, когда родился у него Ицхак, сын его. И сказала Сара: то сказал бы Аврааму: «Стала кормить грудью сыновей Сара»? И устроил Авраам великий пир».

Раши задает вопрос: почему слово «сыновей» здесь в множественном числе? И отвечает: «В день этого пира, жены вельмож взяли с собой грудных детей и Сара накормила их грудью, потому что говорили, что Сара не родила Ицхака, а подобрала подкидыша на рынке». Тем же, что накормила она грудью их детей, Сора доказала, что Ицхак — ее собственный сын. Раши добавляет: «…накормила всех их». Удивительно! Для того, чтобы переубедить сомневавшихся в происхождении Ицхака, Саре достаточно было накормить грудью собственного сына. Зачем же она «накормила всех их»?!

Жизнь еврейского народа — смысл существования всего мира. После рождения народа и дарования Торы Всевышний не дает больше заповедей человечеству. Осуществление семи заповедей потомков Ноаха народами также происходит при участии народа Израиля. Заповедью Всевышнего именно евреи обязаны побудить народы мира к их исполнению. Рождение еврейского народа — рождение Ицхака, как сказано было Всевышним Аврааму: «Ибо в Ицхаке назовется потомство тебе». Именно с этого момента влияние еврейского народа на мир становится заметным.

Чудо, произошедшее с Сарой, повлияло и на народы мира. В день рождения Ицхака обилие чудес и благословений пролилось на все народы, и это, в частности, раскрылось в том, что Сара — еврейская мать — дала от обилия своего молока детям других народов. Описывая день рождения Ицхака, Раши говорит: «Многие бездетные родили… в этот день, многие больные выздоровели, многие молитвы получили ответ, и много радости было в мире». Так народам мира дано было ощутить, что народ Израиля — избранный народ, являющийся источником благословения также и для них. Это же является причиной того, что незадолго до рождения Ицхака имя его матери Сарай («властительница моя») было изменено Всевышним на Сара (просто «властительница») — Раши говорит: «будет властительницей всего», не только своего народа. Когда придет Машиах, всем раскроется преимущество еврейского народа. И форма влияния еврейского народа на другие народы будет подобна воздействию, оказанному на них некогда Сарой, праматерью нашей. «И будет… утвердится гора дома Г-сподня вершиной всех гор… и устремятся к ней все народы».