Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Цав

Беседа Ребе

Отрывок Торы, описывающий хлебное приношение, начинается словами:

«И когда душа принесет…»

Этот необычный оборот требует особого внимания и объяснения, поскольку описания процедуры и подробностей совершения всех предыдущих жертв начинались иными словами:

«Когда человек принесет…»,

«если из мелкого скота его приношение…» и т. п.

Раши говорит: «Не сказано «душа» ни про одну из добровольных жертв, кроме хлебной — минхи. Почему? Кто обычно приносит минху? Бедняк, [у которого не хватает денег приобрести животное для жертвы]. Говорит Всевышний:

‘[Сколь малым ни было бы его приношение], Я засчитываю ему его так, как будто он принес свою душу'»».

Жертва бедняка — не бык и даже не овца, всего лишь пригоршня муки с маслом и благовониями. Но, в отличие от богача, который даже если принесет быка, не заметит убытка в своем хозяйстве, бедняк должен немало потрудиться, чтобы принести скромную минху.

Только сильнейшее желание приблизиться ко Всевышнему дало ему силы заработать муку и масло для принесения жертвы, устоять против злого начала, без сомнения шептавшего ему на ухо о его тяжелом положении и возможности воздержаться от жертвоприношения в связи с этим.

Во время изгнания у нас нет ни Храма, ни жертвенника, жертвы заменены молитвой и борьбой со злым началом в душе.

Сказано: «Когда человек принесет жертву из вас», — но разве приношение может быть взято «из вас» — из самого человека? Да, еврей должен принести в жертву Всевышнему свое злое начало, свою животную душу. Принести на жертвенник животное, которое в нем, в его душе.

Идея этого «приношения» — заклание собственного злого начала — органически связана с осознанием причины Изгнания. «За грехи наши изгнаны мы из страны нашей».

Когда же будет построен Третий Храм, вернется к своей изначальной форме и принесение жертв, включая, конечно, и приближение человека, приносящего жертву, ко Всевышнему, — да случится это вскоре, в наши дни!