Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Шлах

Беседа Ребе

Нелегко вырастить плод. Крестьянин не только готовит землю, сажает или сеет, обрабатывает и поливает, лелеет и собирает, но и долго находится в неопределенности: будет ли урожай, а если будет, то какой?

И вот, плоды созрели, и, вместо того, чтобы радоваться им и пользоваться ими, еврей берет самые первые и самые красивые плоды и несет их в дар в Храм и вручает когэну.

В Торе, как уже многократно было сказано, нет «просто историй», все сказанное в ней — практическое указание всем и на все времена.

Когда мы приступаем к исполнению заповеди цдака, (благотворительность, милостыня, помощь нуждающимся) нам не стоит думать о том, что деньги приобретены тяжелым трудом и нужны нам самим. Напротив, «первые и лучшие» плоды труда — первые заработанные деньги — должны быть отданы в дар,

Кто-то может подумать: ладно бы деньги шли на общественные нужды — для ешивы, синагоги,- это было бы косвенно полезно и для него. Но отдавать свои личные деньги в чужой, тоже личный карман?! Это уж слишком.

Но ведь и пример из Торы, с которого мы начали, говорит о том же: дар приносят конкретному когэну, а не Храму вообще. Ведь и в те времена и в той ситуации человеку было нелегко принять императив Торы, каждый мог сказать себе: а почему, собственно, все лучшее я должен отдавать когэну, если Всевышний сказал обо всем народе Израиля: «Вы будете мне народом избранным, царством священников (коганим)»? Значит, каждый из нас когэн.

Чем же мой ближний лучше меня, почему я обязан принести ему дар? По крайней мере, разделили бы все «первинки» поровну!

Тора недаром говорит, что «первинки» вначале приносят в Храм, а уж потом передают когэну. Человек может подумать: цдака, прежде всего, нужна моей семье. Он забывает, что изначально все его деньги, все, что он заработал, принадлежат Всевышнему. Он может по ошибке подумать, что дает беднякам свои деньги. А тут еще уловки злого начала в нашей душе: оно не нашептывает «не давай милостыню», а лишь стонет: «не давай так много, тебе тоже нужно». Если бы этот шепоток в душе звал к полному неповиновению Творцу, с ним было бы легче справиться. Но он зовет «только» к благоразумию и холодному расчету. Вот против этого соблазна и надо нам устоять. Укладывая деньги в карман, помнить, что они там находятся на хранении, а по сути принадлежат Всевышнему. Тогда будет легко вынимать «первые и лучшие» купюры и отдавать их ближнему.

И тогда, обещает Тора и мудрецы «отделяющий десятину (маасер) станет еще богаче (титъашер).