Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Пинхас

«И увидел Пинхас сын Эльазара, сына Аарона-священника [надругательство над верой со стороны Зимри сына Салу, главы колена Шимона], и восстал из общины, и взял копье». Каждая недельная глава обязательно сообщает нам что-то принципиально новое, и наша недельная глава — не исключение. Одно из откровений нашей главы — это необычная ситуация, в которой оказался Пинхас. Как правило, со сложным вопросом мы должны обращаться в религиозный суд. Но есть случаи, подобные нашему, о которых сказано: «Ревнители веры накажут его», — то есть «приговор» выносят они сами. Причем суд, даже если спросить его мнение, ответит отрицательно (поскольку такая крайняя мера не входит в его полномочия). Но если сам человек, по велению своего сердца, отважится на подобный поступок, Суд задним числом признает его правомочным и оправданным! Сказано, что «всякий, кто задает вопросы, касающиеся человеческой жизни, как будто проливает кровь». Т.е. уже само обращение в бейт-дин — первый шаг на пути к возможному суровому наказанию, а мы должны стараться всеми силами оправдать действия другого еврея. И все-таки бывают ситуации, когда праведный гнев берет верх. Но как человек может определить этот момент, когда ему дается право выбора даже в вопросах жизни и того, что ей противоположно? Для этого он должен полностью отрешиться от своих собственных интересов, от всего личного, что исходит от его «животного начала», и прислушаться к зову своей Б-жественной души, самых ее глубин. Только когда он свободен от влияния своего эгоистического чувства — злого начала в душе, — когда его поступок, продиктованный самим еврейским существом человека, спонтанен, он может быть уверен в правильности своего решения. Поэтому, несмотря на столь жестокий с виду поступок, когда Пинхас наказал осквернителей веры, результатом было то, что эпидемия прекратилась. В наше время, в эпоху «духовной эпидемии», охвативший весь мир, когда, по образному выражению предыдущего Ребе, «горят стены галута», у каждого из нас есть прямая обязанность действовать, не спрашивая специального разрешения, когда мы видим тысячи и тысячи евреев, которые уходят из еврейства и даже становятся его противниками. Сегодня мы тоже должны стать «ревнителями веры»: наш пыл должен быть направлен против галута и всей ущербности нашего положения. «Почему Машиах все еще не пришел?» и «Что я еще должен сделать, чтобы он смог прийти?» — вот те два вопроса, которые должен задавать себе каждый еврей. А ответом должны быть наши действия. Чтобы пришел Пинхас в обличий Элиягу с вестью о грядущем Освобождении на устах! Вскоре, уже в наши дни!

www.slialom.org.ru