Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ноах

Тора рассказывает о том, что воды потопа хлынули на землю с двух сторон: «воды бездны» хлестали из-под земли, а из «небесных окон» обрушились воды небесные.

Тора — не сборник занимательных историй. Тора — закон Всевышнего и каждое слово в ней имеет силу закона для каждого еврея в любую эпоху.

Что же мы учим из истории о потопе? Воды потопа, верхние и нижние, это намек на хорошо знакомые каждому из нас проблемы. Каждого еврея в его служении Всевышнему захлестывают воды этого мира: нижние воды — заботы о пропитании, житейские проблемы, и верхние воды — духовные проблемы.

Как спастись от них? Всевышний говорит Ноаху: «Войди в ковчег (тево)». Среди многих значений слова «тева» мы находим не только «ковчег», но и «слово». И спасение от вод потопа, которое Hoax нашел в ковчеге, мы находим в слове Торы: «Войди в него и оно защитит тебя».

Это не значит, что человек должен спрятаться в ковчеге-слове от всего мира. Это не значит, что он может с безразличием отвернуться от людей с их проблемами, сказать: «Свою-то душу я спас!»

Тора не ставит точку после слов «войди в Ковчег-Слово ты», но продолжает: «… и жена твоя, и дети твои, и жены детей твоих». Человек должен искать спасение от вод потопа и может найти его в словах Торы, но убежище он должен искать не для себя одного, но и для семьи, учеников («ученики названы сынами») и для своего ближнего и дальнего окружения — для каждого еврея. Всех их ты должен ввести в единственное надежное убежище — слово Торы.

Известны слова р. Рашаба: «Всем известно, что каждый еврей, и великий ученый, и простой ремесленник, должен каждое утро исполнить заповедь о тфилин. Знайте же, что в той же мере обязан каждый еврей изо дня в день посвятить время, мысль, физические и материальные усилия делу воспитания детей».

Возникает вопрос, почему ребе уподобил этот долг именно заповеди о тфилин? Есть много не менее важных заповедей.

Объяснение этому высказыванию мы находим в хасидском толковании заповеди: тфилин — это полное подчинение сердца и мозга Всевышнему.

Точно также, говорит р. Рашаб, надо всем сердцем и всеми интеллектуальными усилиями обеспечить еврейским детям еврейское воспитание.

И, когда еврей «выкладывается», делает все возможное для того, чтобы его дети не оставили Тору и заповеди. Всевышний дает ему и силы, и благословение, и успех.