Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ки-Тэцэ

Ответ на письмо от студента Колгейтского университета в Гамильтоне. Автор письма относит себя к последователям научного мировоззрения, не верующим в сверхъестественное. Он утверждает, что все факты противоречат существованию Б-га, называет себя либеральным евреем и т.д. Я не знаю, какую подготовку получил этот студент, в какой научной области он специализируется и поэтому не считаю возможным обсудить этот вопрос детально, особенно в письме. Однако я могу высказать общие замечания, на которые студент, по-видимому, не обратил внимания:

1. Наука не возникает с уже готовыми выводами и мнениями, она не пытается согласовать с ними факты или подогнать последние под такие выводы. Подход к вопросу с предвзятым мнением представляется ненаучным.

2. С научной точки зрения любое заключение не полноценно, если предмет исследован недостаточно. Напрашивается вопрос: сколько времени и усилий автор письма потратил на изучение религии, чтобы получить уверенность в обоснованности своих выводов?

3. Фактом признается любое событие (или явление), подтвержденное свидетелями, особенно если показания совпадают и даны людьми разного возраста, образования, общественного положения, с различными жизненными интересами и т.н. Если такое свидетельство имеется, то факт считается неопровержимым даже тогда, кона он не согласуется с какой-нибудь научной теорией. Б-жеетвенное Откровение на Синайской горе эго факт, подтвержденный миллионами свидетелей. Он передан точно, до мельчайших деталей, весь еврейский народ засвидетельствовал его. Мы знаем, что это действительный факт, и миллионы современных евреев принимают его. Они получили свидетельство о нем от своих родителей, которым оно было передано предыдущим поколением, и так далее — непрерывная цепь в передаче свидетельства, от поколения к поколению, от миллионов к миллионам, вплоть до миллионов тех, кто был очевидцем этого события. Среди них, первых свидетелей, было немало посвященных в науки того времени (ведь они жили в Египте), многие достижения которых не исследованы и по сей день. Очевидцами были философы и мыслители, невежды и малообразованные люди, взрослые и дети. Все они, однако, передали событие и факты, связанные с ним, не вступая в противоречие друг с другом. Не думаю, что существует еще одно событие, которое могло бы сравниться с этим по степени очевидности и точности передачи. Его отрицание можно назвать чем угодно, только не научным мировоззрением, оно прямо противоположно науке. Попутно замечу, что в этом состоит основное различие между еврейской религией и религией других народов, которое, к сожалению, известно немногим. Еврейская религия — единственная, не восходящая к одному или нескольким основоположникам. Она основана на Б-жественном Откровении, засвидетельствованном целым народом, несколькими миллионами очевидцев. Это и есть ответ автору письма, который заявляет, что «принятие Торы в качестве единственной истины опасно, потому что ее написали люди, а люди не могуг быть непогрешимы». Евреи принимают Тору только потому, что она была дана Б-гом, а не человеком, и дана в присутствии миллионов людей, которые все видели и все слышали. Таким образом. Тора абсолютная истина, ибо Б-г абсолютен.