Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ки-Тэцэ

«Если будешь строить новый дом, то сделай перила на кровле его, чтобы не было кровавой вины на доме твоем»,- сказано в недельной главе Торы. Тора — не литературный памятник древности, собрание рассказов и преданий. Само слово «Тора» происходит от того же корня, что и «ораа» — повеление, учение. Каждая фраза Торы — духовный закон и указание; и слова об ограде на крыше, касающиеся на первый взгляд правил строительства,- тоже не ограничены временными или профессиональными рамками.

В жизни каждого человека есть моменты, которые можно уподобить строительству нового дома. То, что принято называть «новой страницей». Например, человек женится, начинает работать, открывает дело. Никогда крутой поворот в судьбе не обходится без трудностей. Молодой человек покидает «теплицу»: родительский дом, ешиву, в которой учился, атмосферу духовности и, в определенной мере, — материальной беззаботности. Мир за стенами ешивы готовит ему соблазны и проблемы.

Тора говорит: «сделай ограду». Границы, «перила», которые до сих пор отделяли в твоей жизни разрешенное от запрещенного нуждаются в дополнении, может быть, в частичной замене. Новому дому нужны новые перила.

Попытка жить старыми понятиями и правилами в новой обстановке может кончится духовным падением, порой не менее болезненным и опасным, нежели падение с крыши. Какими же свойствами должны обладать перила (ив прямом, и в аллегорическом значении этого слова)? Они должны быть прочными, иначе они не остановят оступившегося человека. В то же время, перила — не стена. Они не строятся в полный рост человека и не могут остановить того, кто, не дай Б-г, «хочет упасть». Поэтому человек не может выпустить вожжи из рук и сказать: «я поставил перила, могу идти с закрытыми глазами». Перила должны предотвратить возможность случайного падения, но не могут избавить человека от ответственности за его поступки.

Беседа Ребе

«Когда выйдешь ты на войну против врагов твоих, и отдаст их Б-г в руки твои, и возьмешь у них пленных…»

Человек не просто идет на войну – он выходит, то есть покидает родные места и привычный строй жизни. На духовном уровне слова Торы можно отнести к состоянию души в этом мире: она покидает свой источник, свою «Родину». Еврейская традиция говорит, что до нисхождения души в этот мир она пребывает «под престолом Вс-вышнего».

Душа брошена с этих высот в низший из миров, заключена в материальное тело с «военной» задачей отнять власть в этом мире у материи и воцарить в нем дух, «поселить» в нем. Мир обновляется Торой, заповедями и добрыми делами, то есть служением человеческой души.

Это настоящая война – как для одиночки (схватка с животным началом в собственной душе), так и для всего народа; именно в этом ракурсе и следует рассматривать историю Израиля издревле и до наших дней.

Изгнание может показаться эпохой поражений, но в контексте стиха, с которого мы начали беседу, оно предстает выходом на войну – необходимым условием для победы.

Война эта, а с ней и Изгнание, окончатся только с приходом Машиаха.

Человек, идущий в бой, готов к лишениям и опасностям. Но в Торе сказано: «В тот же день отдай работнику заработок его». Запрещено задерживать выплату даже на один день!

Так и сам Вс-вышний поступает по отношению к народу Израиля: «платит» за исполнение каждой заповеди без промедления. Значит, еще до окончания «войны» мы вкушаем плоды будущей победы.

И Вс-вышний дарует нам многие блага не только как вознаграждение за соблюдение заповедей. Если пользоваться приведенной «военной» аллегорией, многое дается нам как «боеприпасы» для боя. Мы сказали, что главное наше дело – изучение Торы и исполнение заповедей – это и есть наша война. А полноценно заниматься Торой можно лишь при условии «спокойствия души и спокойствия тела» – потому и дарует нам Вс-вышний это спокойствие.

А на то, что победа не только возможна, но и неизбежна, намекает первый стих следующей недельной главы Торы: «Когда придешь в ту землю…» То есть, хотя война за «ту землю» все еще идет, исход ее предопределен: мы дойдем и завоюем ее.