Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Экев

Беседа, произнесенная Ребе в субботу «Экев» 5711 (1951) года.

Я хочу сказать нечто важное, и потому прошу присутствующих прислушаться к моим словам, понять их и запомнить, чтобы, после исхода субботы распространить сказанное всеми возможными способами, включая те, которыми невозможно воспользоваться в субботу. Эти слова можно передавать людям от моего имени или иначе, лишь бы они были услышаны.

Мудрецы говорили, что название месяца элул можно истолковать как акроним из слов «ина леядо ве-самти лах» («Шмот» 21:13: «Но если он не по вражде убил его, а Б-г подвел ему под руку, то Я установлю тебе место, куда он сможет бежать»).

Эта фраза — часть текста Торы, говорящего о неумышленном убийстве.. Тора, которую мы называем «Торат хаим» — «Закон жизни» обещает, что для тех, кто совершил неумышленное убийство, будут установлены города-убежища, в которых они смогут укрыться от мстителей, родственников убитого.

Итак, если мы вернемся к стиху «Шмот» 21:13, заметим, что название месяца элул (акроним) состоит из начальных букв слов оправдания, а не преступления («ина леядо») и защиты («ве-самти лах»).

Города-убежища были повсюду, где жили евреи: и в пустыне, и в Эрец-Исраэль, и на другом берегу Иордана. С какой целью был установлен этот закон? Города-убежища были призваны спасти тело преступника от опасности. А что же с его душой?. Ведь и она нуждается в защите и исправлении, — она совершила великий грех.

Разумеется, за этим грехом не стоял умысел, он был совершен по ошибке, но и тот, кто нарушил закон по ошибке, несет наказание, и нуждается в искуплении греха.

Уже сам факт наказания за неумышленное преступление нуждается в пояснении.

К тому же, вообще непонятно, как еврей может нарушить Закон?! Ведь мы знаем, что не только душа еврея, но и его тело по природе своей должно инстинктивно отдаляться от запретного, как от опасного, вредного и телу, и душе.

Также как невозможно представить, что кто-то прыгнет в огонь по ошибке, трудно представить и то, как еврей может по ошибке нарушить закон — как сказано: «не случится с праведным ничего плохого».

Но мы знаем, что бывают неумышленные грехи, и это объяснимо. Когда усиливается влияние животной души (животное начало в человеке становится сильнее человеческого), Б-жественное затеняется и оттесняется, а верх берут примитивные скотские желания и инстинкты.

Именно поэтому человек, совершивший неумышленное убийство, с одной стороны должен быть наказан, а с другой — душа его нуждается в защите и исправлении.

Именно таков сокровенный смысл месяца элул.

Название месяца и его толкование («ина леядо ве-самти лах»), намекает на то, что этот месяц подобен во времени тому, чем были города-убежища в пространстве. В элуле находит душа убежище для себя и исправление всем тем дурным поступкам, которые совершила в течение года. Это исправление состоит в «хешбон нефеш» — самоанализе, и «тшуве» — раскаянию и возвращению к правильной жизни.

Речь идет не просто о пользе, но о спасении: ведь каждое совершенное душой преступление убивает ее, «проливает кровь человека человеком», то есть проливает кровь «человека святости», его жизненную энергию, и отдает ее «человеку нечестивому» («йецер гa-pa», злому началу).

Месяц элул — это убежище. Но о городах-убежищах ведь сказано, что преступник должен бежать туда. То есть, убийца должен, прежде всего, покинуть свое жилье и город. Спастись бегством в месяц элул, укрыться в нем — тоже означает выйти из привычной реальности, привычного образа жизни, «из страны своей, из родины своей и из дома отца своего» — то есть из круга желаний (арцеха), привычек (моладетеха) и убеждений разума (бейт авиха).

Далее, сказано о беглеце, что он должен не только покинуть родину, но и «бежать туда» (в город-убежище). То есть, он должен теперь воспринимать город-убежище, как свое новое и постоянное жилье, «поселиться там», начать новую жизнь. То же самое следует совершить и в духовном бегстве: не только покинуть привычное, но и начать новую жизнь «на новом месте» — в раскаянии и самоанализе. И тогда он может быть уверен, что «изгнание искупляет». И даже, если человек считает, что высокая ступень «раскаяния из любви ко Всевышнему» (об этом уровне мы знаем, что «сознательные грехи защитываются как заслуги») ему недоступна, он наверняка может совершить «раскаяние из страха».

Источник страха может быть разным — от простого страха перед наказанием до опасения отдалиться от Всевышнего, как сказано: «грехи ваши отдаляют вас от Б-га вашего». А раскаяние из страха уж приведет и к раскаянию из любви.

Надо помнить, что мы не считаем аскетизм правильным путем раскаяния, мы не призываем к посту и самоистязаниям. Ведь и города-убежища не были страшными лагерями — там шла нормальная комфортная жизнь и были они в точности похожи на все остальные города. То же, что сказано: изгнание искупляет,- не имеет в тяготы жизни в изгнании, но только то, что сам переезд, отрыв от привычного места служит исправляющим фактором.

Про города-убежища прямо сказано «и будет жить там — то есть устрой их так, чтобы у него была хорошая жизнь». Более того, есть закон, согласно которому «если ученик должен уйти в изгнание — отправляют его учителя вместе с ним», чтобы не лишить его важной части жизни — учебы.

«И убежит туда» — спрятаться внутри месяца элул — значит, как аллегории о городах-убежищах, укрыться там от «кровника», от страшного мстителя — «он сатана, он же ецер гаpa, он же ангел смерти».

Сатана — это «кровник», он говорит: такой-то убил свою Б-же-ственную душу, пролил кровь человека святости и влил ее в человека нечестивости.

И спасение от этого: «И будут вам эти города убежищем от кровного мстителя, и не умрет убийца до того, как предстанет перед общиной на суд». То есть, даже если были грехи, которые он совершил сознательно, — до суда в Рош-га-Шана можно и это искупить раскаянием.

И вот слова, которые я прошу вас передать всем:

Всевышний говорит народу Израиля: «Я даю вам месяц, если вы найдете в себе силы оторваться от дурных привычек и скверного поведения, и спасетесь бегством в жизнь праведную и поведение, подобающее месяцу элул, «поселитесь в нем» — вы сможете исправить все, что следует исправить, и в этом будет спасение ваше от «кровного мстителя».

И благодаря раскаянию (сначала из страха, потом из любви) все вы будете «записаны и запечатаны в книге праведников».

Хорошего и сладкого вам года.