Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Берешит

Хорошо известно, даже пятилетнему ребенку, только начинающему изучать Тору, что говорит Раши о первом стихе Торы:

«Сказал раби Ицхак:

«Следовало бы начать Тору со стиха «Этот месяц для вас — начало месяцев» («Шемот» 12, 2), который является первой заповедью, данной Израилю. Почему же Тора начинается с Берейшис? Ибо если скажут народы мира Израилю: «Разбойники вы, захватившие земли семи народов», то (сыны Исраэля) скажут им: «Вся земля принадлежит Всевышнемй…. по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам».

Прежде всего, следует понять слова Раши: Тора не является сборником рассказов или учебником истории. Само название книги «Тора» происходит от корня, означающего «указывать», «повелевать».

Тора — книга Закона. На основании этой посылки р. Ицхак делает удивительный вывод: первая книга Торы и часть второй (вплоть до двенадцатой главы) — «излишни». «Следовало бы начать Тору со стиха: «Этот месяц для вас — начало месяцев» («Шемот» 12, 2), который является первой заповедью, данной Израилю».

Возникает вопрос, неужели целая книга добавлена к Торе и изменен естественный порядок текста, только для того, чтобы нам было что ответить народам мира?!

Следует предположить, что сказанное в, казалось бы, излишнем, начале Торы важно и служит практическим указаниям не только для народов мира, но, в первую очередь, и для народа Израиля.

Люди склонны делить свою жизнь на две сферы: духовную и светскую.

Естественной кажется им религиозная регламентация духовной жизни. Но вторжение законов Торы в повседневные будничные дела воспринимается порой как недопустимое или излишнее.

Вернемся к словам Раши: земля семи народов — символ светской, «земной» жизни.

Когда в душе еврея раздается нееврейский вопрос (вопрос народов мира): почему земля должна быть отдана еврейству (почему и светская жизнь должна регламентироваться Торой?), — следует вспомнить слова раби Ицхака.

Он говорит: все создано Всевышним и принадлежит Всевышнему. Наша светская жизнь подчинена законам Торы в той же степени, что и жизнь духовная.

Ответ на вопрос: правомочно ли «вторжение» Торы в наши повседневные дела, — состоит в пересмотре самого вопроса. Деление жизни на религиозную и нерелигиозную сферу неправомочно и противоречит вере в то, что все сущее сотворено Всевышним и подчинено ему.