Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Бемидбар

Из бесед Любавичского Ребе

Любовь к ближнему предшествует дарованию Торы и обуславливает его. Чтобы разобраться в этом, следует сначала понять, почему Тора дарована всем евреям вместе, шестистам тысячам человек, причем не было в этом различия между ними, каждый в равной мере был важным участником синайского откровения.

Каждый еврей — индивидуальность, у каждого неповторимый облик, способности, делания, мысли. Но души их равны, они — часть Всевышнего, «Отец один у всех». И эта сокровенная тайна душ раскрывается взаимной любовью между евреями. Поэтому и оказывается, что мгновения наивысшего подъема душ — дарование Торы — должно быть подготовлено любовью. Основатель хасидизма Бешт учил любви к простым евреям:

«Сказано: «Что написано в тфилин Всевышнего? «Кто подобен Израилю — народ единому на Земле!» Есть, как известно, ручной и головной тфилин. Возложение каждого — особая, отдельная заповедь.

Наложение ручного тфилин предшествует наложению тфилин головного. В аллегорическом смысле, то же верно и в отношении «тфилин» Всевышнего (заслуг евреев перед Ним): ручной тфилин (символ простых людей, исполняющих заповеди) предшествует головному тфилин (заслугам ученых)».

«У Святого Магида было заведено, что ученики обслуживали его посменно (он был тяжело болен). Однажды, в течение моей смены, — рассказывал р. Элимелех из Лиженска, — позвал меня Магид, и сказал: «Слышишь, Мейлех, что говорят на небесах? Любить ближнего, значит любить совершенного злодея, как полного праведника!»»

Если Бешт требовал от своих учеников такой же любви к простым евреям, как и к ученым, то его ученик, Магид пошел дальше и требовал любви к злодеям, как к праведникам. А ученик Магида, Алер Ребе, сделал еще один шаг: он говорил, что в фразе «Люби ближнего своего, как самого себя», — нет ни метафоры, ни аллегории, «как самого себя — в буквальном смысле слова». А ведь любовь к самому себе в первую очередь иррациональна, не построена на оценке достоинств, а, тем более, на расчете, «все грехи скроет любовь».

Такая любовь к себе знакома каждому, но как перенести ее в полной мере на ближнего?

Есть в этом вопросе два важных аспекта:

1. Поскольку «Израиль, Всевышний и Тора — одно единое», то и любовь к евреям, Торе и Всевышнему — одна любовь.

2. Все евреи — единая сущность в силу принадлежности их души к единому Корню, ко Всевышнему.

Теперь вполне понятна связь между любовью к ближнему и дарованием Торы и словами «и расположился Из-раиль у подножия горы, как один человек».