Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Бэар-Бэхукотай

Десять испытаний прошел Авраам. Первым из них было повеление: «…уйди из земли твоей, с родины твоей и из дома отца твоего…». Отчуждение Авраам от всего привычного и родного ради движения к неопределенной точке «которую укажу тебе»,- говорит Всевышний, — можно уподобить приходу в этот мир человеческой души.

«Не по своей воле ты живешь»,– говорят мудрецы. Душа, спускаясь в тело, покидает свой источник «под престолом Всевышнего». Это — болезненный процесс, но есть в нем и особое величие. Мудрецы называют это «спуском ради подъема». Душа может «подняться» только благодаря служению в нижнем мире — «спуску».

На эти два аспекта намекают слова: «Уйди из земли твоей, с родины своей, из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе».

«Из земли твоей», – из сходства «эрец» и «рацон» -от Воли Всевышнего.

«С родины твоей, из дома отца твоего» – эти слова намекают на аспекты души, раскрывающиеся в сфирот «хохма» и «бина» (мудрость и понимание).

«Рождение» души происходит от «ав ваэм (отца и матери)», где «хохма» — отец, а «бина» — мать. Говорится здесь и о порядке спуска души через миры: «Из земли твоей» — душа как она существует выше мира Ацилут.

«С родины твоей» – душа в мире Ацилут.

«Из дома отца твоего» – душа в мире Брия.

И вот, душа слышит: «Уйди из земли твоей, с родины твоей, из дома отца твоего!» — покинь корень и источник твой, опустись сквозь все упомянутые ступени, пока не достигнешь уровня «земли, которую Я укажу тебе», — пока не оденешься в материальное тело.

Мы произносим утреннее благословение: «Душа, которую Ты дал мне, чиста она… и Ты хранишь во мне».

«Чиста она» – душа, как она раскрывается в мире Ацилут, «сотворил Ты ее» — мир Брия, «сделал Ты ее» -мир Ецира, «вдохнул Ты ее в меня», в материальное тело. И, именно через «спуск», достигает душа ступени «и хранишь Ты ее во мне». Об этом сказано «в землю, которую Я укажу тебе». Как сказано в четвертой главе «Тании»: «…мысль не постигает Его никаким другим образом, кроме как когда Он одевается в Тору и ее заповеди», которые «не на небесах они», а в этом материальном мире.