Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Бегаалотха

Беседа Ребе

В недельной главе пристальное внимание уделено описанию манна (манны), «небесного хлеба», которым питались евреи в течение сорокалетнего странствия по пустыне.

Интересно, что из двух стихов Торы следует, казалось бы, противоречие: с одной стороны, манн выпадает в стане Израиля, с другой — собирать его выходят за пределы стана.

А в третьем месте мы читаем, что собирающим манн приходилось далеко уходить от стана. Талмуд говорит, что каждый из трех стихов относится к определенной категории «собирателей» манна.

Праведники могли собирать манн у порога собственного шатра. «Средние» должны были выходить за границу стана, а злодеи — идти за манном в далекие места.

Манн назван в Торе «хлебом с небес». Кстати, у этого есть и галахические последствия: по мнению некоторых мудрецов на манн следовало произносить благословение «…дарующий хлеб с небес».

Различие между земным хлебом и небесным состоит в том, что обычный хлеб добыть трудно. Кроме этого, не все идет в дело: остается солома, отруби, отсеивается часть муки. Манн же доставался без труда и весь шел в пищу, без отходов.

Даже в руках злодея манн не терял своих чудесных свойств. Более того, он помогал исправлению злодеев и исцелению больных.

Таким образом, удивительные свойства манна были знакомы каждому из шестисот тысяч евреев, получивших Тору.

Влияние манна не было только физическим: «вкушающие манн» умели найти в Торе свой уникальный текст, своего рода «надел».

И хотя манн не превратил каждого злодея в праведника (и даже не в «среднего»), никого не обошло положительное влияние «небесного хлеба».

Галаха считает главу о манн текстом Торы, наиболее связанным с субботой, хотя, казалось бы, есть немало текстов более явно связанных с этой темой.

В чем же эта особая связь?

Манн столь близок к духовному, что ничто материально-низкое не может его осквернить. Наоборот, манн способен исправить материальное и не оставляет материальных следов (отходов).

Те же качества мы находим и в субботе: нам заповедано отмечать ее лучшими блюдами, самой красивой одеждой, физическим отдыхом, но мы уверены, что физическое не повлияет на субботу (не «опустит» ее), напротив, она «поднимет» до уровня духовного и пищу, и другие наслаждения.