Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Бегаалотха

В хронике «Седер адорот» мы находим историю о раби Иеошуа бен Элем: ему приснилось, что в Ган Эдене (в раю) его соседом будет кацав (мясник), человек простой и грубой профессии по имени Нанес.

Раби Иеошуа, мудрец и великий праведник, был удивлен и заинтригован странным соседством. Проснувшись, он решил раскрыть тайну и пошел искать этого мясника. Поиски были нелегкими и потребовали изрядного времени.

Наконец, когда Нанес был найден, он был поражен тем, что «великий в Израиле» ищет его, простого мясника.

На вопрос о его праведных делах Нанес смущенно ответил, что он занят разделкой и продажей мяса и ничего особенного не свершал. Между прочим, не подчеркивая этого и не придавая этому особого значения, он рассказал о том, что его старые родители совсем стали немощны и он их одевает и кормит, как малых детей. Раби поцеловал мясника в лоб и благословил: «Сын мой, с тобой благословение, удел твой прекрасен. Счастье, что после смерти, я удостоюсь быть рядом с тобой в раю».

Велика заповедь почтения к родителям, она уравнена на скрижалях с заповедями служения Всевышнему. Но Тора установила, что есть вещи, которые столь важны, что затмевают эту заповедь.

Мне пишут, что некий молодой человек, душа которого жаждет изучения хасидизма, сталкивается с непониманием и протестами со стороны родителей, и спрашивают, что он в такой ситуации должен делать.

Удивительно для меня уже то, такой вопрос возник, ведь закон, в соответствии с которым разрешается данная ситуация, подробно изложен в «Шулхан Арухе» «Йоре Деа», глава 240, пункт 25. Даже, если отец запрещает сыну заниматься Торой, чтобы спасти его от опасности (и даже опасности смертельной), даже если отец не вовсе запрещает сыну заниматься, а только противится учению в определенном месте, закон таков: сын не должен слушаться отца и нет в этом нарушения долга уважения к родителям.

В том же случае, о котором мне пишут, разумеется, родители не пытаются спасти юношу от какой бы то ни было опасности, тем более смертельной, а просто противятся в силу своих убеждений или заблуждений занятиям определенными областями Торы.

Разумеется, юноша не должен просто нарушить слова отца и изучать то, чего просит душа его, но и постараться не превращать эти разногласия в конфликт, а тем более войну, в которой он «берет верх». Изучение Торы – не война и нет в изучении Торы победителей и побежденных.