Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Исполним, а потом поймем

Шавуот и суббота «Насо»

5 сивана 5762 года

15/5/2002

ИСПОЛНИМ, А ПОТОМ ПОЙМЕМ

Эти слова (наасе ве-нишма — «исполним, а потом услышим» или «поймем») у всех на слуху. Но каков их подлинный смысл и что они могут рассказать нам о нашем народе? «Говорил р.Элъазар: «Когда Израиль ответил: «Наасе ве-нишма», — сказал Всевышний: «Кто открыл им эту тайну, которую знают только ангелы, ведь только ангелы исполняют, а затем слышат».

(трактат «Шабат», 88а).

Не все, подобно Всевышнему, восприняли ответ Израиля как свидетельство особых духовных достоинств нашего народа: садукеи (об этом рассказывает Талмуд) говорили: «вы народ поспешный и неосмотрительный, раскрыли рты прежде, чем уши ваши услышали».

Итак, что же там произошло, была ли интуитивно раскрыта тайна мира или просто были поспешно произнесены необдуманные слова?

Может быть, стоит мысленно вернуться назад, в Египет, чтобы найти там ответ. Евреев в рабстве постигло беспрецедентное падение, «они прошли сквозь сорок девять врат нечистоты». Еще один шаг (еще одни врата) и не осталось бы никакого различия между ними и другими народами. От людей в подобном состоянии не приходится ожидать ничего хорошего. Рабы, только что освободившиеся от жестокого рабства, почти потерявшие человеческий облик,- как они отреагируют на предложение взвалить на себя новую ношу, подставить шею под «ярмо Торы и заповедей» (оль Тора у-мицвот)!

Вопреки всем ожиданиям читателя, упрямый народ, народ-бунтовщик («вот уже десять раз вы испытывали Меня…») на этот раз даже не дает себе труда подумать над «деловым предложением» Всевышнего.

Едва заслышав слова Моше о предстоящем событии, они кричат: «Все, что сказал Бог, исполним, а потом поймем».

Садукеи были правы,- это вам скажет любой здравомыслящий человек. Но в том то и дело, что здравый смысл не всегда дает истинную картину мира. Он хорош на базаре, на войне, куда менее применим в любви, а уж у горы Синай и вовсе беспомощен.

Талмуд рассказывает, что Всевышний предлагал Тору каждому народу на земле, но все они отказались ее принять. Так и представляется: коробейник со своим товаром кружит по улицам города, каждый берет в руки, щупает, рассматривает со всех сторон и, найдя «изъян», разочаровано тянет: «нет…». И дело тут не в том, что «товар» плох, просто он велик людям, не по их блошиному плечу. Евреи — не исключение. И они бы, подобно другим, отказались от Торы, если бы ее «примерили». Но их логика была иной: сыны Израиля смотрели не на «товар», а на Того, кто предлагал им Тору. И интуитивно, без размышлений и расчетов, поняли — от Него, Б-га праотцев Авраама, Ицхака и Яакова, выведшего их из дома рабства, надо принять дар, даже если еще не ясно, что с ним делать и что он из себя представляет.

Кстати, предположим, что евреи не отказались бы, подобно другим народам от Торы, но и не поспешили бы, а, проявив рассудительность, сказали бы так: поймем, а потом исполним. Они завязли бы в неисчерпаемой Торе и дело никогда не дошло бы до действия. Даже таким несложным агрегатом, как кофемолка, мы начинаем пользоваться, не до конца изучив инструкцию. А ведь Тора — больше, нежели инструкция

по эксплуатации мира. Она — «оттиск» Всевышнего, как сказано в первой из десяти заповедей (акронимом, в первом ее слове анохи): «Самого Себя Я записал и вам отдал».

Если ждать, пока человек постигнет всю Тору, ожидание будет вечным. Вот и остается единственный, интуитивно угаданный нашими предками, «поколением света», выход: принять Тору к немедленному исполнению, а процессу постижения не ставить временных рамок, отложив его на потом. О евреях говорят, что они — мудрый народ. И это верно. Но этого мало: не всегда ограниченный человеческий разум (даже самый отточенный) может помочь. Евреи сумели, когда это было нужно, отложить свою немалую мудрость в сторону и сказать не «слушаем и повинуемся», а «повинуемся и слушаем».