Змеиный язык и змеиная кожа

Суббота «Тазриа-Мецора»

29 нисана 5762 года

11/4/2002

ЗМЕИНЫЙ ЯЗЫК И ЗМЕИНАЯ КОЖА

Читая недельную главу, трудно отделаться от ощущения, что переводить слово цараат как «проказа» вряд ли верно, хотя именно так это слово обычно и переводят не только на русский, но и на такие богатые отличными переводами еврейских книг языки, как английский и французский.

Так о какой же болезни идет Речь?

Судя по описанным симптомам, да и по методам лечения - это отнюдь не lepra. Намек на особую природу этой таинственной болезни можно найти в ее еврейском названии, которое можно перевести по созвучию и как «злословие».

В древние времена, говорят комментаторы, грешивший злословием наказывался «проказой» и подлежал удалению за пределы стана.

Это объяснение не может не вызвать новый вопрос. Мы знаем, что в «Небесной канцелярии» Судья всего живого наказывает грешников так, что в самой форме наказания всегда скрыт намек на суть преступления.

Называется этот принцип мида ке-негед мида - «мера за меру».

Непонятно, почему наказанием за злословие выбрана «проказа». Не естественнее ли было бы наказание типа «типун тебе на язык»?

Разберемся, какой, собственно говоря, ущерб наносит сплетник и клеветник своим жертвам. Он вносит в общину, семью, общество раздоры и раскалывает их изнутри. Разрушительный эффект злословия состоит в разрыве межчеловеческих связей.

Следовательно, по принципу мида ке-негед мида, наказанием за злословие должно быть превращение болтуна в изгоя, его изоляция, исторжение из общества. Кажется, найден ответ на вопрос, поставленный в начале статьи. Но остается неясным, почему за распущенность языка человек должен быть наказан язвами на коже.

Кожа прокаженного подобна коже змеи, - говорят мудрецы. И действительно, в наших древних текстах змей не раз назван «прокаженным».

Змей, как мы помним, уговорил Хаву и Адама отведать от запретного плода с Древа познания добра и зла. Менее памятно многим, что все началось с хитрого и злого языка Змея, перевравшего слова Всевышнего. Связь между грехом Змея и злословием не ограничивается этим: клеветник не получает никакой пользы от своих слов, как змея не получает пользы, кусая.

Клеветник разрушает гармонию между мужем и женой, как это сделал библейский Змей. Клеветник приносит смерть в мир, как некогда сделал Змей. Недаром говорят мудрецы Талмуда: «Жизнь и смерть зависят от языка». Они говорят: «Злой язык поражает сразу троих: не только того, о ком идет речь, но и злословящего и слушающего злые слова».

Как же был наказан Змей? Если в начале говорится: «Змей же был хитрей всех зверей полевых», то после совершения греха сказано: «Проклят ты из всех животных и из всех зверей полевых». Написано: «На брюхе твоем ты будешь передвигаться, и прах будешь есть все дни жизни твоей» - отсюда можно заключить, что до греха Змей не ползал, а ходил в полный рост, и питался не прахом, а той же пищей, что и человек. Итак, злословие человека подобно злословию Змея, и обоим полагаются сходные наказания. Клеветник хочет выставить ближнего в отвратительном, отталкивающем свете, и вот он сам покрывается омерзительными язвами, люди начинают шарахаться от него. Он хотел отдалить ближнего от друзей и близких - и сам оказался в изоляции, в одиночестве.

С годами библейская проказа стала редкостью, а потом и вовсе исчезла.

Значит ли это, что мы праведнее наших предков и умеем обуздывать страсть к злословию?

К сожалению, нет.

Напротив, именно потому, что в наше время все (точнее, почти все) злословят, нет больше смысла и возможности «украшать» всех достойных того язвами.

Но вид нашей чистой, холеной кожи не должен успокаивать. Отнюдь нелишне всякий раз, открывая рот, вспомнить об отвратительных язвах проказы.


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .