Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тени наших поступков

Тени пугают и интригуют детей. Малыши гоняются за ними, дети постарше играют в театр теней, соревнуются в резвости, наступая на тени друг друга.

Взрослея, мы узнаем, что по тени (ее направлению, длине) можно установить географические координаты и время.

Духовные тени пугают и интригуют взрослых.

Царь Давид в «Тегилим» говорит: «…Всевышний – тень твоя по правую руку от тебя» (121:5).

Это очень трудный для понимания стих. Не вдаваясь в буквальный смысл текста, обратимся к хасидскому комментарию. Раби Исраэль Бааль-Шем-Тов говорит: порой человек отбрасывает огромную тень. Малейшее его движение приводит к значительным движениям тени. Всевышний наполняет мир колоссальной жизненной энергией, поэтому малейшее движение человека в материальном мире влечет за собой вселенские духовные последствия.

Закон этой своеобразной «оптики» прост: всякое простое положительное действие порождает во много раз более значимое духовное добро и, напротив, малое материальное зло может породить глобальную катастрофу.

Неосознаваемые нами духовные последствия наших поступков и есть наши духовные тени.

Подобно обычным теням, духовные тени совершенно нематериальны, бестелесны. Порой мы в состоянии по-настоящему видеть свет заповеди (субботние и ханукальные свечи – пример тому). Порой можно видеть иное материальное осуществление заповеди (скажем, глядя на наполняющуюся коробочку для сбоpa милостыни). Можно опустошить копилку и купить еду бедняку, и заповедь станет еще ощутимее, материальнее. Но и глядя на «тело» заповеди, мы не можем даже приблизительно оценить размеры ее «тени» в духовных мирах.

Надо заметить, что эта идея (огромное духовное влияние малозаметного поступка) постулируется в иудаизме не только учеными мистической школы, но и такими важнейшими рационалистами, как Рамбам.

Говоря о тенях материальных и духовных, стоит отметить существенное отличие между ними.. Обычные тени исчезают ночью. Духовным не нужен свет, они появляются и в сумерки, и темноте, делая ее еще более глубокой.

Человек отбрасывает тень (обычную) без усилия, ничего не предпринимая и даже не подозревая о ее существовании. Духовная тень создается только действием.

В одно старом голивудском фильме (кстати, фильм на почти еврейскую тему, об израильском генерале), герой говорит: жизнь – не спорт, в жизни нельзя быть зрителем или болельщиком, каждый должен быть участником.

В древнем (приведенном в Талмуде) споре наших мудрецов было установлено одно из главных правил иудаизма: «главное – это действие».

Может показаться странным, что именно евреи, мечтатели, интеллектуалы, люфтменчн («люди воздуха») считают так. Но факт остается фактом: иудаизм считает и веру и знание важными моментами в духовной жизни человека. Но только его действия являются решающими и определяющими – и в духовной сфере тоже.

Еврей не может пребывать в покое. Статика противопоказана. Как рассказывают об одном из хасидских учителей, он заметил как-то, что его любимый ученик стоит в задумчивости в углу синагоги. «Не стой на одном месте, – сказал ему учитель. – Талмуд называет человека «существом идущим». Тот, кто останавливается, неминуемо обратится в камень».

Важно верить и думать по-еврейски (мы говорим не о языке: можно и на иврите думать по-гойски). Но стократ важнее действовать, жить по-еврейски, растить детей, работать, воевать по-еврейски.

Сказано в самом начале Торы: ашер бара Элоким лаасот – «[творение,] которое Всевышний создал». Буквальный перевод кажется избыточным, многословным: фраза кончается не одним глаголом «создал», а парой «создал, [чтобы] делать». Об этом говорит Мидраш: Всевышний создал мир, чтобы человек, действуя, делая, совершенствовал сотворенное.